По опыту борьбы со страховым мошенничеством и разработке эффективных способов противоборства преступникам в страховании, первое место по праву принадлежит США.
Несмотря на специфику ментальности отечественных мошенников, сложившуюся культуру страхования, законодательство и правоприменительную практику, сотрудникам служб безопасности российских страховщиков есть чему поучиться у американских коллег.
Так, в свое время страховщиками США был внедрен такой способ борьбы с мошенниками как «эффект вагона» (русский аналог военной команды «делай как я!»), когда один страховщик делится с другими опробованным и успешным методом расследования конкретного случая мошенничества, и этот способ внедряют все остальные.
Таким образом, страховщики США едут на мошенников как единый поезд, вагон к вагону. Подобный «эффект вагона» не позволяет распространяться способам мошенничества после их «одноразового» использования и выявления.
К сожалению, пока российские страховщики очень редко делятся своими ноу-хау в области борьбы с мошенничеством. Наоборот, иногда желание, чтобы на грабли мошенников наступили и другие страховщики, пересиливает помощь в борьбе с общим злом.
Поэтому Ассоциация страховой безопасности РФ открывает новую рубрику: «Самооборона для страховщиков», в которой будут рассматриваться примеры выявления реальных случаев страхового мошенничества, из практики сотрудников АСБ РФ.
Первая статья новой рубрики будет посвящена примеру выявления мошенничества, связанного со страхованием жизни и здоровья заемщика по договору ипотечного страхования.
В Ассоциацию страховой безопасности РФ обратились представители страховой компании с просьбой провести страховое расследование подозрительного страхового случая, связанного с ипотечным кредитом.
Согласно фабуле события, заемщик — мужчина 54 лет, физически здоровый, без наличия каких-либо заболеваний (согласно анкете страховщика), генеральный директор фирмы оформил ипотечный кредит, а через 3 месяца получил 2 группу инвалидности по заключению медико-социальной экспертизы с диагнозом остеохондроз.
Очевидно, что наличие данного заболевания было диагностировано у заемщика гораздо раньше, чем был оформлен договор страхования жизни и здоровья заемщика, так как подобное заболевание не развивается до серьезной стадии за такой короткий срок.
Заемщик утверждал, что раньше никогда не жаловался на здоровье, а диагноз впервые был поставлен при проведении медико-социальной экспертизы.
Была выдвинута версия об умышленном сокрытии застрахованным лицом информации о своем здоровье на стадии оформления договора страхования и ответов на вопросы страховщика о состоянии здоровья.
При проведении расследования был сделан запрос в ФОМС о выданных на имя заемщика полисах обязательного медицинского страхования и обращениях по ним, и было установлено, что заемщик обращался за медицинской помощью, в том числе с лечением в стационаре.
После запроса страховщика в указанные медицинские учреждения, были получены заверенные копии медицинских документов с диагнозом 5-летней давности — остеохондроз.
Страховщик обратился в суд с иском о признании договора недействительным по снованиям ст. 944 ГК РФ, иск был полностью удовлетворен судом.
Также в ходе страхового расследования было выяснено, что фирмы, генеральным директором которой «работал» заемщик, по данным ЕГРЮЛ никогда не существовало. В отношении застрахованного лица возбуждено уголовное дело по ст. 30, ст. 159 УК РФ, ст. 327 УК РФ, ст. 176 УК РФ. Ведется следствие.
|