Проблемы общественного восприятия страхового обмана

Отношение к страховщикам представителей системы правоохранительных органов, которые зачастую регистрируют и расследуют страховые случаи, можно обозначить следующими чертами:
•противоправное действие, связанное с объектом страхования (например, с застрахованным имуществом) расследуется с меньшим энтузиазмом, чем обычное преступление, так как потерпевший все равно получит страховку, а значит, не будет «надоедать» следователю;
•желание страховщика участвовать в расследовании страхового случая воспринимается крайне негативно как лишняя инициатива или помеха в работе;
•следователи, дознаватели, инспекторы ГИБДД охотней сотрудничают со страхователями и «решают» их проблемы, так как сами являются потенциальными или реальными потребителями страховых услуг;
Мнение реальных и потенциальных страхователей о деятельности страховщиков можно охарактеризовать следующими тезисами:
•все страховые компании — мошенники, которые сначала берут деньги, а затем начинают искать повод для отказа в выплате или заставлять «собирать документы»;
•если представители страховой компании просят предоставить какой-нибудь документ, то они готовятся к отказу, поэтому надо искать адвоката;
•страховые компании придумали «хитрые» Правила страхования, с помощью которых они обманывают клиентов, даже если делать все по Правилам, страховщик обязательно обманет;
•отказав в выплате, страховая компания обманула меня как страхователя, посягнула на мое достоинство, собственность и денежные средства, страховщик — враг.
Мнение представителей судебной системы об отказах в выплате можно сформулировать следующим образом:
•если страховщик заключил договор страхования, он обязан выплатить страховое возмещение;
•у страховщика есть материальная база, специалисты, юридические отделы, службы безопасности, а потребитель страховых услуг — страхователь один, ему нужно помочь;
•правила страхования не являются важным документом, надо руководствоваться нормами закона, идти по простой, но верной схеме;
•страховое право слишком сложная отрасль, где много надуманного, все гораздо проще, если не хотите платить, так и скажите;
•пусть полиция занимается розыском имущества, а страховщик должен платить, это его работа;
•считаете, что страхователь вас обманул, а чем докажите?
•все страховщики-мошенники, в прошлом году моей соседке не выплатили страховку, только потому, что она передала автомобиль своему приятелю.
Существование подобного мнения можно считать объективным фактом, который подтверждается как представителями страховщиков, так и самими страхователями.
При этом следует обратить внимание, что мнение специалистов (следователей, судей) часто от профессиональных оценок скатывается до субъективного, житейского отношения к страховщикам.
Подобное отношение общества и представителей государственных структур к страховщикам и страхованию значительно осложняют нормальную работу по урегулированию убытков и принятию страховщиками взвешенных и объективных решений по страховым случаям.


21.11.2013

Автор: к.ю.н. Алгазин А.И.