Верховный суд продолжил свое наступление на страховщиков и предложил отменить учет износа в ОСАГО, а также обязать страховые компании возмещать утрату товарной стоимости. Соответствующие поправки к закону об ОСАГО, подготовленные высшей судебной инстанцией, обсуждались вчера на закрытом совещании в Госдуме. Верховный суд, защищая потребителей, неумолимо и последовательно ограничивает права страховщиков. Учет износа Согласно закону об ОСАГО, выплата по обязательной «автогражданке» производится с учетом износа деталей, который может составлять до 80% их стоимости. Ранее за отмену этой нормы высказывался, в частности, депутат Госдумы от ЛДПР Ярослав Нилов. Соответствующие поправки к закону об ОСАГО были внесены в Госдуму в январе 2013 г., однако летом 2013 г. их отклонили. Тогда в заключении на проект комитет Госдумы по финрынку указал, что на рассмотрении в нижней палате парламента находятся масштабные поправки к закону об ОСАГО, в которых и должен быть определен порядок расчета выплаты по обязательной «автогражданке». Об этом АСН сообщили несколько участников заседания. Помимо этих поправок, Верховный суд также предлагает прямо прописать в законе об ОСАГО норму, распространяющую на обязательную «автогражданку» закон о защите прав потребителей, рассказали собеседники АСН.
Опрошенные АСН участники страхового рынка полагают, что отмена учета износа существенно повысит убыточность ОСАГО. Так, по оценке руководителя «Общества защиты прав потребителей страховых и банковских услуг» Андрея Балюлина, в этом случае выплаты по обязательной «автогражданке» увеличатся примерно на 50%.
«Безусловно, Верховный суд вправе вносить те поправки, которые ему видятся справедливыми и соответствующими ожиданиям потребителей. Однако это неминуемо скажется на тарифах в ОСАГО. И если для новых автомобилей тарифы в результате отмены учета износа могут вырасти на 5–20%, то для старых автомобилей рост может составить 20–30%», — полагает руководитель юридического департамента ВСК Алексей Чуб.
Можно отменить износ — ведь если на старой машине требуется заменить крыло, то поставить старое от такой же по возрасту машины практически невозможно. Утрата товарной стоимости Впервые Верховный суд высказался за возмещение утраты товарной стоимости в рамках ОСАГО в 2007 г. Тогда он признал ее реальным ущербом, что подпадало под определение подлежащего возмещению ущерба, оговоренного законом об ОСАГО. В 2008 г. вступили в силу поправки к закону об ОСАГО, изменившие определение ущерба, подлежащего возмещению. Если раньше он фактически определялся законом как реальный, то теперь это расходы, необходимые для восстановительного ремонта. Некоторое время после вступления поправок в силу судебная практика по взысканию УТС была неоднородной. Однако сейчас суды, как правило, взыскивают УТС. Это можно учесть только при денежной выплате, а не при ремонте, и такая услуга будет стоить дороже, полагает первый заместитель председателя правления «СОГАЗа» Николай Галушин.
«Даже в нынешних правовых реалиях, без учета очередных новаций в законе об ОСАГО, обязательная «автогражданка» в ряде регионов уже нежизнеспособна. Думаю, что ситуацию могло бы исправить введение тарифного коридора в ОСАГО. Тогда Верховный суд сможет установить все, что хочет, а рынок после этого определит, сколько это стоит», — предлагает генеральный директор СК «Цюрих» Николай Клековкин.
Верховный суд последовательно ужесточает правовые реалии для страховщиков с июня 2012 г., когда его Пленум распространил на страхование закон о защите прав потребителей. Затем в июне 2013 г. Пленум принял постановление по добровольному страхованию, обязавшее страховщиков возмещать УТС по автокаско и платить за ДТП, совершенные не вписанными в полис водителями, а также запретившее автоматически расторгать договоры, по которым просрочена уплата премии. Как сообщили АСН в Верховном суде, в настоящее время ведется работа над обзором судебной практики по ОСАГО.
|