Действенный способ преодолеть кризис в ОСАГО

Недавно глава комитета Госдумы по финрынку Наталья Бурыкина заявила, что Российский союз автостраховщиков (РСА) следует сделать менее зависимым от страховых компаний. Соответствующие поправки, скорее всего, будут скоро готовы и рекомендованы комитетом к принятию Госдумой.

Это предложение может показаться неожиданным. Однако если посмотреть на существующие проблемы ОСАГО беспристрастно, то оно предстает в другом свете.

Что стало источником проблем ОСАГО?

Если послушать страховщиков, то это — «безответственные и недобропорядочные» страховые компании, которые уже ушли с рынка. Однако странно: компании ушли, а проблемы не только остались, но и множатся. Более того, еще чуть-чуть — и они доведут власти, вынужденные реагировать на жалобы граждан, до таких жестких мер, что немногие страховщики смогут с ними сосуществовать. А такие меры уже всерьез обсуждаются в Госдуме.

Между тем, достаточно очевидно, что все нынешние проблемы созданы самими страховщиками в отсутствие эффективного регулирования (а точнее — саморегулирования) рынка ОСАГО.

Кто виноват?

Несмотря на то, что РСА претендует на роль саморегулируемой организации на рынке ОСАГО, структура управления союзом имеет мало общего с теорией и практикой нормального саморегулирования. Отсюда — перекосы в принятии решений. Ситуация, при которой решения принимаются несколькими крупными игроками рынка ОСАГО, а затем формально утверждаются формальным коллегиальным органом, нельзя назвать правильной и полезной для всего рынка.

В результате де-факто правила работы РСА обязательны только для массы небольших и средних страховщиков. На крупные компании, чьи представители входят в правление союза, они в действительности не распространяются. В итоге несколько компаний могут легко диктовать всем выгодные для них условия (например, отказывая в выдаче бланков полисов «непокорным»). При этом сами они абсолютно безнаказанно ведут себя как угодно. Вследствие этого «правила игры» на рынке становятся хуже, в первую очередь, для потребителей. А это затягивает в «воронку» общественного недовольства весь рынок.

Что делать?

Очевидно, что нужно таким образом формировать органы управления РСА, чтобы приблизить их к стандартам саморегулирования. Для этого необходимо внести соответствующие изменения в закон ОСАГО (а подготовить их несложно).

Кроме того, у надзорного органа должны наличествовать и быть формализованы методы воздействия на профобъединения. Эти меры должны применяться в случаях нарушения объединениями законодательства и неисполнения их функций. Это также потребует изменений в законодательстве. Отмечу, что сегодня по закону ЦБ может лишь внести страховой союз в реестр, а вот исключить его оттуда закон уже не позволяет. Полагаю, что и Банк России не будет возражать против такой дополнительной функции.

Эти действия можно и нужно реализовывать уже сегодня. Единственный способ свести к минимуму негативную реакцию властей на существующий кризис в ОСАГО — быстрое и качественное изменение системы саморегулирования на этом рынке. И в этом никто не поможет страховщикам, кроме их самих.


21.04.2014

Автор: А. Коваль
Источник: АСН