Без судьи и платить неудобно

Страховщики ОСАГО теряют прибыли в спорах с адвокатами клиентов
За последние три года число недовольных выплатой по ОСАГО увеличилось в три раза. Только за первый квартал 2014-го страховщики заплатили по суду 5,2 млрд руб.— более 30% от общей суммы выплат по ОСАГО за этот период. 
Компании надеются, что «переплата по суду» будет учтена регулятором при пересчете тарифов к осени. Их ожидания вряд ли будут оправданы — власти решили до единого дня голосования в сентябре тему роста тарифов не поднимать. При этом из статистики следует, что граждане стали чаще обращаться в суд не случайно: объем выплат по ОСАГО растет незначительно, а число возмещений первом квартале 2014 года даже сократилось.

Департамент финансовой стабильности ЦБ запросил у Российского союза автостраховщиков (РСА) статистику выплат в ОСАГО по судебным решениям. Департамент занят анализом системных рисков на рынке, таким образом, регулятор решил понять, как соотносятся жалобы страховщиков на повальные неудачи в судах с действительностью. Как следует из ответа РСА (переписка регулятора с профобъединением есть в распоряжении «Ъ»), в период с первого квартала 2011 года по первый квартал 2014 года объем убытков, оплаченных по решению суда, вырос почти в три раза: с 34,5 тыс. до 95,2 тыс. При этом общая сумма выплат по ОСАГО, перечисленных пострадавшим в ДТП, добровольно в первом квартале 2014-го составила 15,6 млрд руб. Тем временем через суд за этот же период автовладельцы получили 5,2 млрд руб. Из них непосредственно выплаты составили 3,5 млрд руб., остальное — штрафы, неустойки и компенсация морального вреда.

«Вся эта статистика говорит о том, что у страховщиков большие проблемы с выплатами»,— говорит юрист, глава «Главстрахконтроля» Николай Тюрников. По его словам, по статистике РСА выходит, что суды «недорабатывают и излишне снисходительны к страховщикам». «Если бы закон о защите прав потребителей работал в полную силу и одинаково по все стране, сумма штрафов должны была бы как минимум равняться размеру взысканной выплаты по убытку»,— уверен юрист. 

Тем временем страховщики считают, что выплаты по судам должны учитываться ЦБ при расчете повышения тарифов ОСАГО. «Если говорить актуарным языком, то это составляющая должна учитываться при корректировке тарифа,— уверен замглавы «Ингосстраха» Илья Соломатин.— Нам совершенно очевидно, что в этой доле выплат по суду есть часть бизнеса так называемых автоюристов, которые выкупают у граждан долги перед страховщиками. Одновременно и компании стали менее охотно платить по ОСАГО»,— признается он. 

В кризисе ОСАГО компании винят юристов. «Одна из основных причин кризиса на рынке ОСАГО — это активизация судебной практики по урегулированию убытков, причем не в смысле возникновения споров между автовладельцем и страховщиком, а в виде инструмента давления на компанию,— заявил «Ъ»первый зампред правления СОГАЗа Николай Галушин.— И масштабы оказания давления на страховщиков множатся каждый месяц. По отдельным территориям страховщики узнают об убытке по ОСАГО из исполнительного листа, вообще вся процедура осуществляется, минуя офис страховой компании». 
Как рассказал «Ъ» глава ОАО «Росгосстрах» Дмитрий Маркаров, есть предварительная договоренность с регулятором о сборе статистики по судам на 1 июля, «и там видно будет, как процесс выплат по судам набрал крейсерскую скорость и несется, что не может не быть учтено в расчете тарифов». 

При этом, как следует из статистики ЦБ, перемещение страховщиков в суд — вероятно, не причина, а следствие. В первом квартале 2014 года страховщики оплатили 603 тыс. фактов убытка по ОСАГО, тогда как год назад — 660 тыс., сумма выплат не по решению суда (15,6 млрд руб. в первом квартале 2014 года, 15,5 млрд руб. год назад) в реальном выражении, с учетом инфляции, падала — наращивание выплат де-факто обеспечивается только судебными процессами. Прямой вывод о том, что в суд клиентов системы ОСАГО толкает растущая неготовность страховых компаний платить, из цифр ЦБ и РСА не следует, но такое предположение вполне обоснованно — более точную информацию даст статистика первого полугодия 2014 года. 

При этом надеждам страховщиков на рост тарифов, вероятно, не суждено сбыться. По информации «Ъ», власти решили не поднимать тему тарифов до единого дня голосования 14 сентября. Как показал последний опрос «Ромира», 51% автовладельцев поддержали бы на выборах депутата/партию/губернатора с обещаниями устранить проблемы в ОСАГО. В случае же продолжения ситуации с низкими выплатами и невозможностью купить обязательный полис 23% опрошенных заявили о возможном участии в протестных акциях и митингах.


24.07.2014

Источник: http://www.kommersant.ru