Мошенничество в автостраховании — старые и новые проблемы

Первый семинар по борьбе с мошенничеством в автостраховании я провел в 2002 году на базе учебного центра Ассоциации российских банков, потом ежемесячно в течение 3 лет читал одновременно два спецкурса семинаров для служб безопасности страховщиков в Москве и Санкт-Петербурге. 
Это не считая корпоративных и плановых тренингов, конференций и круглых столов по проблемам страховой безопасности, которые раз в полгода проводились в Москве, Киеве, Алматы, Казани, Новосибирске и других городах, а также более 30 созданных и внедренных методик эффективной борьбы со страховым мошенничеством.
Мне казалось, что за 12 лет на семинарах обучились все действующие сотрудники служб безопасности, юристы и выплатники, а проблемы выявления и доказывания типичных способов мошенничества в автостраховании давно успешно разрешаются на практике.
Но каждый новый семинар с представителями страховых компаний доказывает обратное — мошенники-автомобилисты продолжают успешно обманывать страховые компании.
В чем же причины такого успеха мошенников в автостраховании?
На мой взгляд существует несколько закономерных причин, среди которых следующие:
1. На каждые 10 страховых случаев всегда найдется 3 мошенника-любителя, которые захотят обмануть.
2. Инсценировки краж, ДТП и поджоги автомобилей по-прежнему составляют основной доход организованных преступных групп страховых мошенников.
3. Иски в автостраховании стали выгодным бизнесом для юридических и экспертных организаций с использованием законодательства в сфере защиты прав потребителей.
4. Коррумпированность и непрофессионализм в подразделениях ГИБДД, таможни, МЧС, розыска и следствия сводят на нет возможность самостоятельного обнаружения ими признаков страхового мошенничества, а также препятствует инициативам страховщиков по возбуждении уголовных дел.
5. Руководство страховых компаний по-прежнему экономит на безопасности (на создании штатных единиц, их обучении, оснащении и т.п.).
6. В страховых компаниях процветает внутренние хищения денежных средств за счет страховых выплат, в котором участвуют практически все — от рядовых сотрудников до руководителей.
7. Бизнес-процессы даже крупных страховых компаний не выдерживают критики с точки зрения обеспечения безопасности и построения барьера внутренним и внешним страховым мошенникам.
Так, например анализ работы ряда страховых компаний России и СНГ позволяет выделить следующие негативные оценки состояния безопасности на стадии продажи страховых продуктов в автостраховании:
— отсутствуют или слабо проработаны внутренние документы (приказы, инструкции), обязывающие страховых представителей в каждом случае производить осмотр транспортных средств перед заключением договора страхования, а действующие регламенты ограничиваются отдельными категориями транспортных средств;
— отсутствуют или слабо проработаны внутренние документы (приказы, инструкции), обязывающие страховых представителей выявлять признаки страхового мошенничества на стадии заключения договора страхования;
— отсутствуют или слабо проработаны внутренние документы (приказы, инструкции), мотивирующие страховых представителей на выявление признаков (индикаторов) страхового мошенничества на стадии заключения договора страхования;
— отсутствуют или слабо проработаны внутренние документы (приказы, инструкции), предусматривающие проведение расследований и наказание страховых представителей за продажу полисов при наличии признаков (индикаторов) страхового мошенничества на стадии заключения договора страхования (без осмотра ТС, надлежащих документов и т.п.);
— отсутствуют или слабо проработаны списки признаков (индикаторов) страхового мошенничества на стадии заключения договора страхования;
— отсутствуют или слабо проработаны разработанные списки признаков (индикаторов) поддельных документов (паспортов граждан РФ, ПТС, свидетельств о регистрации ТС);
— отсутствует или слабо проработаны документы по ограничению на страхование или на преддоговорную проверку автомобилей с дубликатами ПТС;
— отсутствует или слабо проработан регламент проверки автомобилей по спискам находящихся в розыске ТС;
— отсутствует или слабо проработан регламент проверки автомобилей по соответствию VIN-номеров в документах данным завода-изготовителя;
— отсутствует или слабо проработан регламент обязательной проверки технического состояния дорогостоящих автомобилей экспертами подразделений урегулирования убытков.
При этом у каждой отдельно взятой страховой компании есть множество примеров успешно выявленных случаев мошенничества в автостраховании, но также есть еще большее количество примеров, когда служба безопасности и юристы не могут ничего сделать и приходится платить мошенникам.
На самом деле, отечественная и мировая практика давно выработала успешные методы борьбы с мошенничеством в автостраховании, для того, чтобы изменить ситуацию их просто нужно начать применять.
Система этих методов состоит из комплекса мер и регламентов правового, методического, информационного, оперативного и розыскного характера, которые нужно просто внедрить в деятельность ведущих подразделений компании (по всем филиалам) и в дальнейшем постоянно корректировать и дорабатывать.
В целом должно применяться одно золотое правило: «Используй проверенные методы выявления мошенников, придумывай новые эффективные методы, используя системный подход».
Дело в том, что новые способы авто-мошенничества, это все лишь видоизмененные старые преступные схемы, именно поэтому их можно выявлять и доказывать.
По сути даже новое исковое мошенничество в автостраховании — это то же самое искусственное завышение сумм ремонта автомобилей, что было еще до введения ОСАГО.
Именно системному подходу к снижению уровня страхового мошенничества будет посвящен новый семинар Ассоциации страховой безопасности РФ, который пройдет в Москве в сентябре 2014 года.
Тема семинара: «Оптимизация работы ведущих подразделений страховой компании по пресечению страхового мошенничества».
Семинар предусматривает рассмотрение следующих шести главных блоков:

1. Минимизация убытков в продающих подразделениях

- преддоговорные проверки страхователей и контрагентов
- преддоговорные проверки объектов страхования
- инструктаж страховых представителей
- проверка лояльности страховых представителей
- создание типовых документов проверки
- скоринг клиентов на выявление признаков мошенничества
- мониторинг документов на признаки мошенничества и подделки
- фото и видео отчеты

2. Минимизация убытков в подразделениях колл-центра и службах аварийных комиссаров

- инструкции по приему звонков на выявление признаков обмана
- обязательные проверочные мероприятия по выездам на места страховых случаев
- доказательственное закрепление признаков изменения обстоятельств страховых событий

3. Оптимизация работы подразделений по урегулированию убытков

- построение систем выявления индикаторов обмана в материалах о страховых событиях в приоритетных видах страхования
- типичные программы сбора доказательств страхового мошенничества
- типичные программы досудебных экспертиз
- типичные отказы в выплате и сокращение сумм ущерба
- типичные программы взаимодействия со службой безопасности и юридическим подразделением

4. Оптимизация работы подразделений безопасности

- разделение направлений работы службы безопасности выбор приоритетов
- оперативная работа служб безопасности
- кадровая безопасность
- расследование страховых случаев
- сопровождение уголовных дел
- сопровождение гражданских и арбитражных дел
- розыск похищенного застрахованного имущества
- выездные проверки и аудит

5. Оптимизация работы юридических подразделений

- работа по досудебным претензиям исковым мошенников
- работа по мошенническим искам в судах общей юрисдикции
- работа по арбитражным спорам
- конфликты со СМИ
- конфликты с представителями правоохранительных органов
- конфликты с судьями

6. Оптимизация работы кадровой службы

- получение и проверка данных при приеме на работу
- кадровые проверки сотрудников и страховых посредников

Семинара будет полезен руководителям и сотрудникам подразделений безопасности, юридических, кадровых подразделений и подразделений по урегулированию убытков.
Информация и заявки по семинару просьба присылать в Ассоциацию страховой безопасности РФ на ins.security@yandex.ru


31.07.2014

Автор: Президент Ассоциации страховой безопасности РФ, к.ю.н. Алгазин А.И.