Позиция Роспотребнадзора по защите прав потребителей вновь вступила в противоречие с типовыми условиями правил страховщиков. Разбирательство началось из-за жалобы в Роспотребнадзор гражданки, недовольной условиями страхования заемщиков от несчастных случаев в страховой компании «Кардиф». Она считала, что ее права нарушены, поскольку ее не проинформировали об условиях досрочного расторжения договора (в том числе — при досрочном погашении кредита). Страховщик в этом случае удерживал 79% от премии в качестве расходов на ведение дела.
Роспотребнадзор счел, что «взимание страховой организацией расходов на ведение дела в процентном отношении к страховой премии» не соответствует п. 3 ст. 958 ГК РФ, а также ст. 12–14 закона о защите прав потребителей. Он решил, что такое положение правил нарушает права потребителей, и потому недействительно. При этом ведомство обязало страховщика известить потребителей об условиях, нарушающих их права, разместив информацию об этом на своем сайте сроком на год.
Страховщик не согласился с такими требованиями Роспотребнадзора и обратился в суд. Однако суды трех инстанций встали на сторону ведомства. В своих решениях они указали, что общие положения законодательства о добровольном отказе заказчика от услуг, установленные п. 1 ст. 782 ГК РФ, предусматривают оплату исполнителю фактически понесенных им расходов. Аналогичная норма содержится в ст. 32 закона о защите прав потребителей. «Правовая природа фактически понесенных расходов и затрат «на ведение дела» не идентична. Фактически понесенные исполнителем расходы и подлежат доказыванию по каждому конкретному случаю и не могут удерживаться в процентном соотношении к страховой премии по внутреннему приказу исполнителя», — говорится в судебном решении (орфография оригинала сохранена).
Читайте далее: http://www.asn-news.ru/news/48366?get_cached#ixzz3CgeszYRe
|