Типовое условие правил страхования, согласно которому удерживаемая страховщиком при досрочном расторжении договора часть премии рассчитывается по тем же правилам, по которым определяется премия при краткосрочном страховании, ущемляет права потребителя. К такому выводу пришли Роспотребнадзор и суд. Суд и Роспотребнадзор нашли еще одно типовое условие правил страхования, ущемляющее права потребителей. Причиной разбирательства стала проверка Роспотребнадзором правил страхования «Ингосстраха». Ведомству не понравилось условие о том, что при досрочном расторжении договора, действовавшего меньше года «возврат страховой премии производится по шкале краткосрочного страхования с удержанием части страховой премии за истекший срок расторгаемого договора в соответствии с таблицей...». В таблице был приведен размер удерживаемой страховщиком премии в зависимости от срока действия договора. Так, если договор действовал не более 15 дней, страховщик удерживал 15% годовой премии, не более 4 месяцев — 50%, более 10 месяцев — 100% годовой премии. Роспотребнадзор счел это условие ущемляющим права потребителя и выдало страховщику предписание с требованием «устранить выявленные нарушения». Страховщик с этим не согласился и обратился в суд. Однако суд встал на сторону Роспотребнадзора. В решении судья сослался на ст. 958 ГК РФ, в которой предусмотрены обстоятельства расторжения договора, при которых страховщик имеет право на часть премии пропорционально времени действия страховки. «При этом законодательство не содержит каких-либо дополнительных норм для страховщика, при которых он имеет право на дополнительные удержания со страхователя», — говорится в судебном определении. Кроме того, такие условия «противоречат статье 958 ГК РФ и ущемляют права потребителя, поскольку допускают возврат страховой премии в размере меньшем, чем если бы тот определялся в соответствии требованиями пункта 3 статьи 958 ГК РФ — пропорционально времени, в течение которого действовало страхование», решил суд.
|