Для того, чтобы привлечь страховщика к ответственности за навязывание дополнительных услуг при продаже ОСАГО, достаточно показаний его клиента. К такому выводу пришли Роспотребнадзор и суды трех инстанций.
Суды не верят страховщикам, утверждающим, что их клиент по ОСАГО сам захотел приобрести дополнительную страховку.
Житель Волгоградской области пожаловался в Роспотребнадзор на навязывание ему дополнительного договора страхования к полису ОСАГО компанией «Росгосстрах». По его словам, названная гражданину стоимость страховки включала в себя и цену полиса добровольного страхования.
Роспотребнадзор счел, что такое поведение страховщика нарушает закон о защите прав потребителей и оштрафовал его по ч. 1 ст. 14.8 КоАП (нарушение прав потребителей на получение информации об услуге) на 10 тыс. р. Страховщик с таким решением не согласился и обратился в суд.
Однако Арбитражный суд Волгоградской области встал на сторону Роспотребнадзора. Он не принял доводы страховщика о том, что материалы дела об административном правонарушении не содержат доказательств понуждения гражданина к заключению договора добровольного страхования вместе с договором ОСАГО. Суд счел, что для принятия решения о виновности страховщика достаточно обращения гражданина в орган прокуратуры и Роспотребнадзор, его письменных объяснений и факта наличия у него полисов ОСАГО и добровольного страхования, заключенных в один день.
«В рассматриваемом случае вина общества заключается в том, что при той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась для выполнения законодательно установленной обязанности, им не были приняты все необходимые и достаточные меры для соблюдения требований о доведении до потребителя достоверной информации о цене услуги по ОСАГО, возможности заключения договора ОСАГО без оформления договора добровольного страхования имущественных интересов владельца транспортного средства, связанных с причинением вреда его жизни и здоровью», указал суд в своем определении. Суды апелляционной и кассационной инстанций оставили это решение в силе.
Как уже сообщало АСН, более 40% всех жалоб, поступивших в 2014 г. в службу Банка России по защите прав потребителей на участников финансового рынка, связаны с ОСАГО. Как отметил глава этой службы России Илья Кочетков, в основном это — жалобы на отказы в продаже полисов ОСАГО и навязывание дополнительных услуг. «С точки зрения закона возможность доказать факт такого нарушения стремится к нулю», — сказал он.
|