Страховые лайфхаки. За время работы Страховым омбудсманом Казахстана у меня накопилось некоторое количество информации, а именно советов для облегчения жизни законопослушным и добросовестным людям в не всегда простых для них ситуациях. Как правильно организовать оценку для определения размера страховой выплаты: Чаще всего у нас оцениваю автомобили, так как они чаще всего становятся жертвами страховых случаев, с них и начнем. Прежде чем приступать к организации оценки нужно помнить одно правило, оценщик оценивает то, что видит и пользуется той информацией, которую вы ему дадите, соответственно результат оценки зависит от вас. Выбор оценщика: как правило, договорами добровольного страхования выбор оценщика предусмотрен соглашением сторон, а при обязательном страховании ответственности автовладельца, выбор оценщика это исключительное право выгодоприобретателя. Помните, при добровольном страховании, клиент СК может соглашаться или не соглашаться с тем или иным оценщиком, а при обязательном клиент сам выбирает оценщика. Юридическая подготовка к оценке: Для того, чтобы оценщик составил отчет об оценке он должен осмотреть то имущество, в нашем случае автомобиль. Так вот, осмотр, это очень важный элемент оценки, с него все и начинается. На осмотр нужно пригласить всех заинтересованных лиц. Вернее необходимо известить о дате, месте и времени осмотра всех лиц, к которым вы намерены предъявить требование о возмещении вреда (виновник аварии, страховая организация, куда вы намерены обратиться с требованием о страховой выплате). Извещение подается так, чтобы у извещаемых было 3 рабочих дня для явки. Извещение физическим лицам лучше направить телеграммой, а юридические лица извещаются, как правило, нарочно через канцелярию. Да и приготовьте все документы на автомобиль! Подготовка имущества к осмотру: Помните! Чем тщательней будет проведен осмотр, тем меньше беготни в будущем вам предстоит, поэтому помогите, как говорится себе сами. Для осмотра необходимо обеспечить хорошее освещение и пространство для фотографирования. Даже если автомобиль не на ходу и стоит в гараже, попробуйте найти способ его вытащить на открытое пространство, эксперт не экстрасенс и всего увидеть в темном гараже, а тем более нормально все сфотографировать невозможно. Если вы понимаете, что ваш автомобиль имеет повреждения в нижней части, допустим, что-то с подвеской или коробкой передач, запаситесь подъемным инструментом и будьте готовы снять колеса, это откроет доступ к дорогим узлам и агрегатам. Захватите с собой на осмотр хороший мощный, но небольшой фонарик, он поможет высветить удаленные места, на вспышку фотоаппарата даже не надейтесь, никакая мощная вспышка не пролезет через скопление проводов и патрубков в моторном отсеке, а фонариком можно. Осмотр сильно поврежденных автомобилей лучше проводить вообще на СТО, где есть возможность поднять автомобиль и демонтировать с него детали которые закрывают повреждения, как правило, это бампер, фары, порой бывает, что заклинивают двери и крышки капота или багажника, их все равно придется открывать. Да, пара рабочих перчаток, какой то рабочий халат и постилка лишними на осмотре не будут. Сам осмотр: Для проведения осмотра вам необходимо предоставить техпаспорт на автомобиль, если ваш автомобиль находится на гарантии, предоставьте гарантийную книжку или справку с вашего сервис центра, далее непосредственно начинается действо. Прежде всего автомобиль идентифицируется по гос.номеру и серийному или vin номеру, которые должны быть обязательно сфотографированы. Далее оценщик начинает описание повреждений. Как правило, сразу же указывает способ их устранения, если деталь подлежит ремонту, то оценщик в акте осмотра указывает ремонт и степень сложности ремонта, если деталь не ремонтируемая, то замена. Довольно часто оценщики указывают, что деталь подлежит ремонту, но согласно требованиям производителя деталь не ремонтируется. Такие требования содержатся во Flat rate manual инструкция о пончике авто, которую выпускает производитель, либо в специализированных программных комплексах. Не стесняйтесь спрашивать оценщика, почему и на основании чего он определил ту или иную степень ремонта, требуйте, чтобы фотографирование повреждений производилось с помощью масштабной линейки, это важно в дальнейших спорах. Совет! На все автомобиль начисляется амортизация, но, как правило, в процессе эксплуатации автомобиля на нем могут заменяться детали. Соответственно, амортизация на замененные детали меньше. Заведите себе привычку складывать документы о приобретении деталей в один файл или папку. В этом случае у вас будет документальное основание для уменьшения степени износа. Да! И не забывайте все фотографировать, схитрите, фотографируйте то, что фотографирует оценщик, не ошибетесь. Узнайте цены: Цены на детали, которые необходимо заменить могут очень сильно отличаться. Поэтому лучше всего, если вы сами возьмете информацию о ценах на запасные детали у официальных дилеров или специализированных магазинах и предоставите их оценщику. Тем самым, вы сократите сроки оценки минимум на один день и будете уверены, что оценщик указал цену оригинальной детали, а не китайского дубликата. Скрытые повреждения: Очень часто бывает так, что после того как вы получили выплату и начинаете ремонт своего автомобиля, выявляются повреждения которые не были обнаружены при первом осмотре. В этом ничего страшного нет, с такими повреждениями правила такие же, как и при первичном осмотре. Только попросите мастеров с СТО не ремонтировать автомобиль дальше.
|