Новости

Мошенничество в автостраховании — старые и новые проблемы

Первый семинар по борьбе с мошенничеством в автостраховании я провел в 2002 году на базе учебного центра Ассоциации российских банков, потом ежемесячно в течение 3 лет читал одновременно два спецкурса семинаров для служб безопасности страховщиков в Москве и Санкт-Петербурге. 
Это не считая корпоративных и плановых тренингов, конференций и круглых столов по проблемам страховой безопасности, которые раз в полгода проводились в Москве, Киеве, Алматы, Казани, Новосибирске и других городах, а также более 30 созданных и внедренных методик эффективной борьбы со страховым мошенничеством.
Мне казалось, что за 12 лет на семинарах обучились все действующие сотрудники служб безопасности, юристы и выплатники, а проблемы выявления и доказывания типичных способов мошенничества в автостраховании давно успешно разрешаются на практике.
Но каждый новый семинар с представителями страховых компаний доказывает обратное — мошенники-автомобилисты продолжают успешно обманывать страховые компании.
В чем же причины такого успеха мошенников в автостраховании?
На мой взгляд существует несколько закономерных причин, среди которых следующие:
1. На каждые 10 страховых случаев всегда найдется 3 мошенника-любителя, которые захотят обмануть.
2. Инсценировки краж, ДТП и поджоги автомобилей по-прежнему составляют основной доход организованных преступных групп страховых мошенников.
3. Иски в автостраховании стали выгодным бизнесом для юридических и экспертных организаций с использованием законодательства в сфере защиты прав потребителей.
4. Коррумпированность и непрофессионализм в подразделениях ГИБДД, таможни, МЧС, розыска и следствия сводят на нет возможность самостоятельного обнаружения ими признаков страхового мошенничества, а также препятствует инициативам страховщиков по возбуждении уголовных дел.
5. Руководство страховых компаний по-прежнему экономит на безопасности (на создании штатных единиц, их обучении, оснащении и т.п.).
6. В страховых компаниях процветает внутренние хищения денежных средств за счет страховых выплат, в котором участвуют практически все — от рядовых сотрудников до руководителей.
7. Бизнес-процессы даже крупных страховых компаний не выдерживают критики с точки зрения обеспечения безопасности и построения барьера внутренним и внешним страховым мошенникам.
Так, например анализ работы ряда страховых компаний России и СНГ позволяет выделить следующие негативные оценки состояния безопасности на стадии продажи страховых продуктов в автостраховании:
— отсутствуют или слабо проработаны внутренние документы (приказы, инструкции), обязывающие страховых представителей в каждом случае производить осмотр транспортных средств перед заключением договора страхования, а действующие регламенты ограничиваются отдельными категориями транспортных средств;
— отсутствуют или слабо проработаны внутренние документы (приказы, инструкции), обязывающие страховых представителей выявлять признаки страхового мошенничества на стадии заключения договора страхования;
— отсутствуют или слабо проработаны внутренние документы (приказы, инструкции), мотивирующие страховых представителей на выявление признаков (индикаторов) страхового мошенничества на стадии заключения договора страхования;
— отсутствуют или слабо проработаны внутренние документы (приказы, инструкции), предусматривающие проведение расследований и наказание страховых представителей за продажу полисов при наличии признаков (индикаторов) страхового мошенничества на стадии заключения договора страхования (без осмотра ТС, надлежащих документов и т.п.);
— отсутствуют или слабо проработаны списки признаков (индикаторов) страхового мошенничества на стадии заключения договора страхования;
— отсутствуют или слабо проработаны разработанные списки признаков (индикаторов) поддельных документов (паспортов граждан РФ, ПТС, свидетельств о регистрации ТС);
— отсутствует или слабо проработаны документы по ограничению на страхование или на преддоговорную проверку автомобилей с дубликатами ПТС;
— отсутствует или слабо проработан регламент проверки автомобилей по спискам находящихся в розыске ТС;
— отсутствует или слабо проработан регламент проверки автомобилей по соответствию VIN-номеров в документах данным завода-изготовителя;
— отсутствует или слабо проработан регламент обязательной проверки технического состояния дорогостоящих автомобилей экспертами подразделений урегулирования убытков.
При этом у каждой отдельно взятой страховой компании есть множество примеров успешно выявленных случаев мошенничества в автостраховании, но также есть еще большее количество примеров, когда служба безопасности и юристы не могут ничего сделать и приходится платить мошенникам.
На самом деле, отечественная и мировая практика давно выработала успешные методы борьбы с мошенничеством в автостраховании, для того, чтобы изменить ситуацию их просто нужно начать применять.
Система этих методов состоит из комплекса мер и регламентов правового, методического, информационного, оперативного и розыскного характера, которые нужно просто внедрить в деятельность ведущих подразделений компании (по всем филиалам) и в дальнейшем постоянно корректировать и дорабатывать.
В целом должно применяться одно золотое правило: «Используй проверенные методы выявления мошенников, придумывай новые эффективные методы, используя системный подход».
Дело в том, что новые способы авто-мошенничества, это все лишь видоизмененные старые преступные схемы, именно поэтому их можно выявлять и доказывать.
По сути даже новое исковое мошенничество в автостраховании — это то же самое искусственное завышение сумм ремонта автомобилей, что было еще до введения ОСАГО.
Именно системному подходу к снижению уровня страхового мошенничества будет посвящен новый семинар Ассоциации страховой безопасности РФ, который пройдет в Москве в сентябре 2014 года.
Тема семинара: «Оптимизация работы ведущих подразделений страховой компании по пресечению страхового мошенничества».
Семинар предусматривает рассмотрение следующих шести главных блоков:

1. Минимизация убытков в продающих подразделениях

- преддоговорные проверки страхователей и контрагентов
- преддоговорные проверки объектов страхования
- инструктаж страховых представителей
- проверка лояльности страховых представителей
- создание типовых документов проверки
- скоринг клиентов на выявление признаков мошенничества
- мониторинг документов на признаки мошенничества и подделки
- фото и видео отчеты

2. Минимизация убытков в подразделениях колл-центра и службах аварийных комиссаров

- инструкции по приему звонков на выявление признаков обмана
- обязательные проверочные мероприятия по выездам на места страховых случаев
- доказательственное закрепление признаков изменения обстоятельств страховых событий

3. Оптимизация работы подразделений по урегулированию убытков

- построение систем выявления индикаторов обмана в материалах о страховых событиях в приоритетных видах страхования
- типичные программы сбора доказательств страхового мошенничества
- типичные программы досудебных экспертиз
- типичные отказы в выплате и сокращение сумм ущерба
- типичные программы взаимодействия со службой безопасности и юридическим подразделением

4. Оптимизация работы подразделений безопасности

- разделение направлений работы службы безопасности выбор приоритетов
- оперативная работа служб безопасности
- кадровая безопасность
- расследование страховых случаев
- сопровождение уголовных дел
- сопровождение гражданских и арбитражных дел
- розыск похищенного застрахованного имущества
- выездные проверки и аудит

5. Оптимизация работы юридических подразделений

- работа по досудебным претензиям исковым мошенников
- работа по мошенническим искам в судах общей юрисдикции
- работа по арбитражным спорам
- конфликты со СМИ
- конфликты с представителями правоохранительных органов
- конфликты с судьями

6. Оптимизация работы кадровой службы

- получение и проверка данных при приеме на работу
- кадровые проверки сотрудников и страховых посредников

Семинара будет полезен руководителям и сотрудникам подразделений безопасности, юридических, кадровых подразделений и подразделений по урегулированию убытков.
Информация и заявки по семинару просьба присылать в Ассоциацию страховой безопасности РФ на ins.security@yandex.ru


31.07.2014

Автор: Президент Ассоциации страховой безопасности РФ, к.ю.н. Алгазин А.И.

 

ГИБДД: Свердловские автоугонщики предпочитают «ВАЗы» и японский автопром

Наибольший интерес для уральских автоугонщиков представляют классические модели «ВАЗа», среди иномарок популярностью пользуются японские машины, сообщают в Управлении ГИБДД ГУ МВД России по Свердловской области.

За полгода на Среднем Урале было зафиксировано 1156 фактов неправомерного завладения транспортными средствами. В 60% случаев речь шла об отечественных авто, 40% пришлось на иностранные модели.

Самые популярные среди угонщиков иномарки — это японские автомобили Toyota (почти 12% преступных посягательств). Следом идут еще одна «японка» Mazda (около 11%) и «кореец» Hyundai. Реже всего угоняли Lexus (чуть меньше 2%), Audi и BMW (1,3%), а также различные модели Mercedes Benz (меньше 1%).

Среди отечественных авто в лидерах «классика»: «ВАЗ-2105» — «ВАЗ-2107» (10%), «ВАЗ-2106» (9%), «ВАЗ-2109» и «ВАЗ-2114» (9%), «ВАЗ-2110» — «ВАЗ-2112» (8,5%). Меньше всего автоугонщиков за эти полгода интересовали автомобили «Нива-2121», «ГАЗ-3110», «Волга» и «Москвич» (по 1%).

В связи с этим свердловская Госавтоинспекция просит всех автовладельцев быть внимательными и осторожными, не оставлять машину где попало и пользоваться противоугонными системами.

«Одним из наиболее эффективных средств в борьбе с угонщиками является маркировка всех деталей и элементов транспортного средства, когда пометки видны только под ультрафиолетом. Как правило, преступники понимают, что «подготовка» ворованного автомобиля к продаже будет длительной и затратной, и теряют интерес к авто», — уверяют в Управлении ГИБДД ГУ МВД России по Свердловской области. Также имеет смысл застраховать машину от угона, особенно если на авто оформлен кредит.

Добавим, на днях в Кировграде вынесли приговор 17-летнему подростку, специализировавшемуся на угоне автотранспорта и грабежах, рассказывают в Следственном управлении СКР по Свердловской области. Преступления молодой человек совершал в феврале-сентябре 2013 года, угонял как раз отечественные авто — катался на них, а затем бросал. Кроме этого, парень отбирал сотовые телефоны у подростков. Суд приговорил юношу к 2 годам лишения свободы с отбыванием наказания в воспитательной колонии.

Источник: Областная газета (Екатеринбург), 29.07.14


29.07.2014

Источник: АСН

«АльфаСтрахование»: в Москве чаще всего угоняют Land Rover

Первое место по количеству угонов в Москве и Московской области занимают автомобили марки Land Rover, в регионах лидируют Mercedes Benz GL, Lada Priora и Toyota Land Cruiser. Рейтинг городов с самой высокой частотой угонов автомобилей возглавляют Самара, Пермь и Тольятти, сообщает «АльфаСтрахование».

Департамент андеррайтинга СК «АльфаСтрахование» провел исследование, основанное на данных о зафиксированных случаях угона автомобилей за период с 1 июля 2013 г. по 30 июня 2014 г. В основе рейтингов лежит показатель частоты угонов, который представляет собой отношение числа угнанных машин к общему количеству застрахованных автомобилей.

Московский рейтинг возглавил Land Rover Range Rover Sport с частотой угонов 3,33%. За год вероятность угона данной модели увеличилась более чем в 5,6 раза (0,59% годом ранее). Год назад наиболее популярным автомобилем у угонщиков была Toyota Highlander, которая в этом году не попала в рейтинг. Вероятность кражи данной марки снизилась в 4 раза — с 2,01% до 0,53%, отмечает страховщик.

Региональный ТОП-10 по частоте угонов возглавил автомобиль Mercedes Benz GL (0,83%), который не входил в аналогичный рейтинг прошлого года. Второе место занимает Lada Priora (0,65%) — на эту модель пришлось 10% всех угонов в филиальной сети СК «АльфаСтрахование». Тройку наиболее угоняемых автомобилей замыкает Toyota Land Cruiser (0,48%), сообщает «АльфаСтрахование».


25.07.2014

Источник: АСН

Без судьи и платить неудобно

Страховщики ОСАГО теряют прибыли в спорах с адвокатами клиентов
За последние три года число недовольных выплатой по ОСАГО увеличилось в три раза. Только за первый квартал 2014-го страховщики заплатили по суду 5,2 млрд руб.— более 30% от общей суммы выплат по ОСАГО за этот период. 
Компании надеются, что «переплата по суду» будет учтена регулятором при пересчете тарифов к осени. Их ожидания вряд ли будут оправданы — власти решили до единого дня голосования в сентябре тему роста тарифов не поднимать. При этом из статистики следует, что граждане стали чаще обращаться в суд не случайно: объем выплат по ОСАГО растет незначительно, а число возмещений первом квартале 2014 года даже сократилось.

Департамент финансовой стабильности ЦБ запросил у Российского союза автостраховщиков (РСА) статистику выплат в ОСАГО по судебным решениям. Департамент занят анализом системных рисков на рынке, таким образом, регулятор решил понять, как соотносятся жалобы страховщиков на повальные неудачи в судах с действительностью. Как следует из ответа РСА (переписка регулятора с профобъединением есть в распоряжении «Ъ»), в период с первого квартала 2011 года по первый квартал 2014 года объем убытков, оплаченных по решению суда, вырос почти в три раза: с 34,5 тыс. до 95,2 тыс. При этом общая сумма выплат по ОСАГО, перечисленных пострадавшим в ДТП, добровольно в первом квартале 2014-го составила 15,6 млрд руб. Тем временем через суд за этот же период автовладельцы получили 5,2 млрд руб. Из них непосредственно выплаты составили 3,5 млрд руб., остальное — штрафы, неустойки и компенсация морального вреда.

«Вся эта статистика говорит о том, что у страховщиков большие проблемы с выплатами»,— говорит юрист, глава «Главстрахконтроля» Николай Тюрников. По его словам, по статистике РСА выходит, что суды «недорабатывают и излишне снисходительны к страховщикам». «Если бы закон о защите прав потребителей работал в полную силу и одинаково по все стране, сумма штрафов должны была бы как минимум равняться размеру взысканной выплаты по убытку»,— уверен юрист. 

Тем временем страховщики считают, что выплаты по судам должны учитываться ЦБ при расчете повышения тарифов ОСАГО. «Если говорить актуарным языком, то это составляющая должна учитываться при корректировке тарифа,— уверен замглавы «Ингосстраха» Илья Соломатин.— Нам совершенно очевидно, что в этой доле выплат по суду есть часть бизнеса так называемых автоюристов, которые выкупают у граждан долги перед страховщиками. Одновременно и компании стали менее охотно платить по ОСАГО»,— признается он. 

В кризисе ОСАГО компании винят юристов. «Одна из основных причин кризиса на рынке ОСАГО — это активизация судебной практики по урегулированию убытков, причем не в смысле возникновения споров между автовладельцем и страховщиком, а в виде инструмента давления на компанию,— заявил «Ъ»первый зампред правления СОГАЗа Николай Галушин.— И масштабы оказания давления на страховщиков множатся каждый месяц. По отдельным территориям страховщики узнают об убытке по ОСАГО из исполнительного листа, вообще вся процедура осуществляется, минуя офис страховой компании». 
Как рассказал «Ъ» глава ОАО «Росгосстрах» Дмитрий Маркаров, есть предварительная договоренность с регулятором о сборе статистики по судам на 1 июля, «и там видно будет, как процесс выплат по судам набрал крейсерскую скорость и несется, что не может не быть учтено в расчете тарифов». 

При этом, как следует из статистики ЦБ, перемещение страховщиков в суд — вероятно, не причина, а следствие. В первом квартале 2014 года страховщики оплатили 603 тыс. фактов убытка по ОСАГО, тогда как год назад — 660 тыс., сумма выплат не по решению суда (15,6 млрд руб. в первом квартале 2014 года, 15,5 млрд руб. год назад) в реальном выражении, с учетом инфляции, падала — наращивание выплат де-факто обеспечивается только судебными процессами. Прямой вывод о том, что в суд клиентов системы ОСАГО толкает растущая неготовность страховых компаний платить, из цифр ЦБ и РСА не следует, но такое предположение вполне обоснованно — более точную информацию даст статистика первого полугодия 2014 года. 

При этом надеждам страховщиков на рост тарифов, вероятно, не суждено сбыться. По информации «Ъ», власти решили не поднимать тему тарифов до единого дня голосования 14 сентября. Как показал последний опрос «Ромира», 51% автовладельцев поддержали бы на выборах депутата/партию/губернатора с обещаниями устранить проблемы в ОСАГО. В случае же продолжения ситуации с низкими выплатами и невозможностью купить обязательный полис 23% опрошенных заявили о возможном участии в протестных акциях и митингах.


24.07.2014

Источник: http://www.kommersant.ru

Поправки к закону об ОСАГО официально опубликованы

Масштабные поправки к закону об ОСАГО 22 июля опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации. Поправки, в частности, более чем в три раза увеличивают лимиты выплат, оговаривают право потерпевшего на возмещение ущерба в натуральной форме и вводят штрафы для страховщиков за отказ в продаже ОСАГО.

Согласно поправкам, 1 октября 2014 г. лимиты выплат по «железу» будут увеличены с нынешних 120 тыс. до 400 тыс. р. Предполагается, что одновременно Банк России повысит тарифы на обязательную «автогражданку» на 18–24%. С 1 апреля 2015 г. со 160 тыс. до 500 тыс. р. вырастут лимиты выплат за вред жизни и здоровью. Одновременно изменится и порядок определения выплат: они будут рассчитываться по специальным таблицам. Одновременно с этим Банк России сможет повысить тарифы еще раз.

Законопроект увеличивает лимиты выплат по Европротоколу. В Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области автовладельцы смогут получать выплаты в пределах 400 тыс. р. (при предъявлении материалов видеофиксаторов). Во всех других регионах лимит выплат повысится с нынешних 25 тыс. до 50 тыс. р.

У потерпевшего появится право выбора способа возмещения вреда: в натуральной форме путем направления автомобиля на ремонт либо в денежной форме. Однако возмещение путем ремонта можно будет выбрать только при наличии у страховщика договоров со станциями техобслуживания, учитывающих положения нового законопроекта. При этом ответственность за сроки ремонта законопроект возлагает на страховщика.

Кроме того, законопроект вводит штрафы в размере 50 тыс. р. для должностных лиц страховых компаний за незаконный отказ в продаже полисов ОСАГО и навязывание дополнительных услуг.

Поправки к закону об ОСАГО были зарегистрированы Госдумой еще в декабре 2012 г. Почти через полгода — в апреле 2013 г. — их приняли в первом чтении. В начале марта 2014 г., когда обсуждение готовящихся ко второму чтению поправок длилось уже больше года, Владимир Путин поручил правительству и Банку России обеспечить внесение изменений в закон об ОСАГО до 1 июня. Во втором чтении поправки были приняты 2 июля, в третьем — 4 июля. 9 июля они были одобрены Советом Федерации, 21 июля их подписал президент Владимир Путин.


Читайте далее: http://www.asn-news.ru/news/47731?get_cached#ixzz38GBQ4BHI


23.07.2014

Источник: АСН