Новости

Проценты по кредитам страхователям будут выплачивать недобросовестные страховщики

Страховщик, не исполнивший в срок свои обязательства по кредитному страхованию, обязан возместить заемщику возникшие в связи с этим убытки — например, в части уплаты процентов по кредиту. К такому выводу пришел Верховный суд РФ. 

Он рассмотрел две надзорные жалобы по делам, связанным с дополнительным ущербом, который заемщики понесли из-за действий страховщиков.

Как следует из бюллетеня Верховного суда, в первом случае гражданка в феврале 2008 г. взяла в омском филиале «Промсвязьбанка» кредит на покупку Toyota Land Cruiser Prado. 11 апреля 2009 г. машина сгорела на стоянке. В тот год она была застрахована в «РЕСО-Гарантии». Страховая выплата банку должна была досрочно погасить остаток долга по кредиту. Однако «РЕСО-Гарантия» отказала в выплате. Страховое возмещение в пользу банка удалось взыскать только через суд.

При этом все судебные инстанции отклонили требование клиентки о компенсации страховщиком убытков, возникших из-за действий «РЕСО-Гарантии»: с момента гибели машины и до страховой выплаты по решению суда заемщица продолжала платить проценты по кредиту. Суды исходили из того, что обязанность по уплате процентов лежит на должнике и не зависит от страховщика, который, к тому же, не является стороной по кредитному договору.

Во втором случае женщина в феврале 2008 г. взяла кредит в «Русфинанс Банке» и застраховалась на случай утраты трудоспособности в «Спасских воротах». В течение срока действия кредитного договора она получила инвалидность II группы. Страховое возмещение банку было выплачено только по итогам судебной тяжбы. Все это время заемщица-инвалид платила по кредиту. Суды решили, что взыскивать сумму этих платежей в ее пользу со страховщика неправомерно, поскольку задержка страховой выплаты нарушает права не заемщицы, а банка.

Однако Верховный суд РФ отмечает, что при своевременных страховых выплатах обязательства обеих заемщиц считались бы исполненными, и они прекратили бы платить проценты по кредитам. Таким образом, гражданки понесли убытки из-за страховых компаний. Сумма этого ущерба подлежит взысканию по статье 15 Гражданского кодекса, решил Верховный суд РФ.

Комментарий генерального директора ООО "Центр страхового права", к.ю.н. Алексея Алгазина — Считаю данную позицию ВС РФ вполне адекватной, направленной на пресечение нарушений прав клиентов недобросовестными страховщиками.


16.04.2013

Источник: АСН

Капитана Проворного осудили за мошенничество со страховками

В Мурманской области военнослужащие признаны виновными в мошенничестве в сфере страхования, сообщает ГВСУ.
Доказательства, собранные военным следственным отделом СК РФ по Мурманскому гарнизону, признаны судом достаточными для вынесения приговора находящемуся в распоряжении командира войсковой части 08275 капитану Сергею Проворному и командиру отделения технического обслуживания войсковой части 20233 мичману Андрею Абушахманову. Они признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 159.5 УК РФ (мошенничество в сфере страхования, то есть хищение чужого имущества путем обмана относительно наступления страхового случая, совершенное группой лиц по предварительному сговору).
Следствием и судом установлено, что в 2008 году Проворный приобрел в кредит автомобиль «Субару Импреза» и в мае 2010 года заключил со страховой компанией «Согласие» договор страхования указанного автомобиля по программе «Автокаско». В июле того же года Проворный был задержан за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения и лишен судом водительских прав на 1 год 7 месяцев. Несмотря на это, он продолжил управлять автомобилем, совершив 9 октября 2010 года дорожно-транспортное происшествие, в результате которого его автомобиль и автомобиль ВАЗ-21120 получили значительные механические повреждения.
В целях получения страховых выплат Проворный решил скрыть факт ДТП и выкупил аварийный ВАЗ-21120.
6 мая 2011 года осужденный с помощью своего родственника Абушахманова инсценировал аварию с участием вышеуказанных автомобилей, изготовил ложную схему дорожно-транспортного происшествия и написал объяснения. На основании данных документов 5 августа 2011 года страховая компания перечислила на его банковский счет страховое возмещение и погасила оставшуюся перед банком задолженность по кредитному договору, сумма перечислений составила более 330 тысяч рублей.
Вместе с тем в процессе ведения «выплатного дела» было установлено, что в ООО «Росгосстрах» находится на исполнении дело по дорожно-транспортному происшествию от 4 мая 2011 года с участием данных автомобилей, а также предварительным следствием собраны неопровержимые доказательства инсценировки указанных аварий.
Мурманским гарнизонным военным судом военнослужащим назначено условное наказание в виде лишения свободы: Проворному — 3 года, с испытательным сроком 3 года, Абушахманову — 2 года, с испытательным сроком 2 года.


15.04.2013

Источник: Фонтанка.ру

Мошенники зарабатывают 22 млрд рублей в год на автостраховках

Доля выплат по сфабрикованным случаям по ОСАГО, где искажены факты и некорректно описаны обстоятельства произошедшего, в среднем составляет 20% от всех заявленных убытков. Такие данные приводит Российский союз автостраховщиков (РСА). В денежном эквиваленте эти убытки составляют более 10 млрд рублей в год. Еще больше убытков приносят мошеннические выплаты по каско — 12 млрд, хотя в процентном соотношении их доля меньше — 12%, сообщает РСА.

Это существенно бьет по бюджету страховых компаний: в прошлом году суммарный сбор страховых премий по ОСАГО, по словам руководителя отдела рейтингов страховых компаний рейтингового агентства «Эксперт РА» Алексея Янина, составил 120,9 млрд рублей, объем рынка каско — 195 млрд рублей.
Такие цифры существенно выше среднего уровня мошенничества в мире, который, по данным компании «SAS Россия/СНГ», составляет порядка 10%. Причем за последние три года уровень страхового мошенничества в России вырос в два раза.
Набор схем, которые используют мошенники, не так велик. Самое простое — когда никакого ДТП вообще не было, а повреждения автомобиль получает, например, в ходе неумелой парковки владельца. Не желая самостоятельно оплачивать ремонт, он в этом случае приглашает знакомого, и вместе они инсценируют аварию. Прибывшие сотрудники ГИБДД составляют протокол, и предприимчивый автовладелец чинит машину за счет страховой компании мнимого виновника.
— К услугам сотрудников ГИБДД прибегают в разных случаях: когда дорожно-транспортное происшествие действительно произошло, но требуется исказить его обстоятельства, например, перенести время наступления ДТП на более поздний срок, для того чтобы водитель успел оформить страховой полис. Или, скажем, ДТП происходит в другом месте, в другое время и при совершенно иных обстоятельствах, но для получения страховой выплаты его нужно оформить сейчас, — говорит начальник управления безопасности «РЕСО-Гарантии» Анатолий Давыдов.
Иногда полицейские оформляют ДТП даже без выезда на место, а мошенники при этом даже не пытаются придать месту происшествия характерных признаков произошедшей аварии.
— Суды принимают справки ГИБДД за непреложную истину. Оспорить такие документы крайне сложно. И даже если удается доказать, что в документах указаны ложные сведения, то никакой ответственности сотрудники ГИБДД в большинстве случаев не несут, — говорит Давыдов.
Кроме полицейских, мошеннические схемы в связке с другими действующими лицами подчас проворачивают работники самих страховых компаний: например, они страхуют уже однажды побывавшие в аварии автомобили или оформляют полис задним числом, уже после ДТП. Причем, по мнению президента Ассоциации защиты страхователей Николая Тюрникова, фактор внутренней коррупции присутствует в подавляющем большинстве случаев обмана со стороны клиентов.
Но самое простое и самое распространенное — это банальное завышение суммы ущерба на этапе урегулирования убытков. На такой вид мошенничества, по словам специалистов «SAS Россия/СНГ», приходится от 70% до 80% мошеннических заявок.
— В этом, как правило, участвуют работники страховых компаний: за какой-то процент, обычно это от 20% до 50% от суммы выплаты, они соглашаются беспроблемно провести процедуру урегулирования в пользу клиента, — говорит Николая Тюрников.
По мнению директора по страхованию автогражданской ответственности СК «Альянс» Андрея Антохонова, число мошеннических взысканий по ОСАГО (20%) значительно больше, чем по каско (12%), в связи с более жесткими требованиями к последнему.
Впрочем, страховщики тоже не сидят на месте. Например, проверку обстоятельств угона по каско доверяют департаментам безопасности.
— В каждом конкретном случае мы составляем специальный опросный лист с конкретными вопросами по обстоятельствам приобретения, эксплуатации, страхования и хищения транспортного средства, который должен заполнить собственноручно страхователь, — рассказал «Известиям» директор департамента безопасности СК «Согласие» Юрий Панченко.
Иногда достаточно бывает просто провести с клиентом-обманщиком разъяснительную беседу для отзыва его заявления на выплату, добавляют специалисты СОГАЗа.
По словам страховщиков, привлечь мошенников к ответственности довольно сложно.
— В суде очень сложно доказать преступный умысел, что обвиняемый не случайно «перепутал» что-то или «забыл» о старых повреждениях, а сделал это именно нарочно, — говорит Антохонов.
Кроме того, в последние годы появились компании, сдающие напрокат поврежденные детали автомобилей специально для получения выплат.
В свою очередь, у потребителей тоже накопилось немало претензий к страховым компаниям. Как страхователи порой пытаются ввести их в заблуждение, так и наоборот — нередко сами страховщики отказывают в выплатах по надуманным причинам.
— Самый распространенный прием — заявить, что документы от клиента получены не были. Не все же знают, что нужно требовать отметку о приеме, когда приносишь бумаги, — говорит президент Межрегионального союза защиты прав страхователей Иван Бирюков. Причем достаточно заявить, что не хватает одного документа, чтобы затянуть выплату или отказать в ней.
Реже бывает, что страховая компания открещивается от принадлежности ей полиса, по которому клиент требует компенсации, или заявляет о том, что агент, через которого полис был приобретен, не предоставил квитанцию об оплате страхового вознаграждения, что делает его недействительным. И классический путь обмана потребителей представителями страховых — это занижение объема выплат, иногда в десятки раз, добавляет Бирюков.
Некоторые страховые компании вовсе исчезают с рынка, после чего десятки, а то и сотни людей не могут получить положенные им по закону выплаты. В феврале этого года в отношении руководства одной из страховых компаний Управление экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД по столице возбудило уголовное дело по подозрению в мошенничестве. Офисы компании закрылись, и ее руководство скрылось, прихватив свыше 500 млн рублей, заплаченных гражданами за автостраховки.
Комментарии Президента Ассоциации страховой безопасности РФ, к.ю.н. Алгазина А.И.:
— Как показывают результаты специального научного исследования проблем страховой преступности, проведенным Ассоциацией страховой безопасности РФ совместно с Центром страхового права и сайтом ANTIOBMAN.RU за 2011-2013 г.г. на страховом рынке России совершаются 15 основных разновидностей преступлений:
1.Инсценировка и фальсификация документов по ДТП.
2.Инсценировка краж автомобилей или их частей.
3.Поджоги транспортных средств с целью получения страховой выплаты.
4.Инсценировки краж, грабежей и разбойных нападений в отношении застрахованного имущества, груза.
5.Поджоги застрахованного объекта недвижимости, имущества, груза.
6.Фальсификация документов с целью увеличения убытков от реальных страховых событий.
7.Фальсификация медицинских документов, связанных с болезнями, инвалидностью или травмами.
8.Утаивание информации о состоянии здоровья застрахованного лица, принадлежности и состояния имущества страхователя.
9.Обман в страховании риска признания сделки недействительной (ипотека).
10.Сообщение ложных сведений при страховании риска неисполнения обязательств.
11.Умышленное членовредительство.
12.Убийства застрахованных лиц.
13.Страхование после причинения ущерба (вреда) имуществу или здоровью лица.
14.Хищение и подделка страховых полисов.
15.Хищение страховых премий страховыми представителями.


15.04.2013

Автор: Алексеевских А., Кунле М.
Источник: Известия

Начал работу сайт Ассоциации страховой безопасности РФ

 

 

Участники страхового рынка получили возможность пользоваться ресурсами  сайта Ассоциации страховой безопасности – www.asbrf.ru.

 

На сайте АСБ РФ, можно будет узнать все о проектах и задачах ассоциации, прочитать  новости о выявленных случаях страхового мошенничества, получить советы по предупреждению и расследованию страхового обмана.

 

Страховые компании посредством сайта смогут обратиться в АСБ РФ с заявками о расследовании сомнительных страховых случаев, проведении экспертиз, ведении судебных дел, проведении обучающих семинаров и приобретению методик.

 

Основной особенностью сайта АСБ РФ является то, что каждый посетитель может написать сообщение о случае страхового мошенничества, заполнив электронную форму, указанное сообщение будет рассмотрено АСБ РФ и по нему будут приняты соответствующие правовые меры.

 

Источник: АСБ РФ

 

 

 

 

 

 

Британцы мошенничают ради денег

 

Опрос, проведенный британским вебсайтом MoneySupermarket, показал, что 10% жителей страны, на доходах которых негативно сказался финансовый кризис, рассматривают возможность подачи ложной заявки в страховую компанию, чтобы получить деньги, или уже сделали это.

Так, более 780 000 человек признались, что за последние 5 лет хотя бы раз подали заявление в страховую компанию по своей страховке на недвижимость. Больше всего мошенников проживают на северо-востоке и северо-западе страны. Интересно отметить, что мужчины охотнее идут на подобный риск, нежели женщины. Также, среди мошенников больше молодежи в возрасте до 35 лет.

Питер Харрисон, страховой эксперт вебсайта MoneySupermarket, отметил, что «подача ложного заявления в страховую компанию – это преступление, которое не может быть оправдано тяжелым финансовым положением застрахованного лица».

Напомним, что страховые компании Великобритании очень серьезно относятся к мошенничеству, от которого, к слову, страдают честные клиенты компаний, ведь высокий уровень мошенничества приводит к повышению стоимости страховки.

Источник: Money Avenue