Новости

Мошенничать с автостраховкой станет сложнее

В России вступили в силу поправки в транспортное законодательство
Случаев мошенничества с автомобильной страховкой в России станет меньше. Кроме того, в нашу страну не пустят автобусы и маршрутки с правым рулем, и не выпустят иностранные авто без оплаты штрафа. Все дело в изменениях транспортного законодательства, которые вступают в силу в январе.
С начала года начала действовать новая норма закона о страховании авто, которая обязывает страховые компании создать единую информационную систему договоров страхования всего наземного транспорта (за исключением железнодорожного). Речь идет не только об автобусах и троллейбусах, но и личных легковушках. В новую информационную систему включат еще и всю страховую историю водителей. Если до этого момента у каждой страховой компании была своя база данных о заключенных страховках и выплатах по ДТП, то в 2015 году снизить стоимость страховки, перейдя от одного страховщика к другому, уже не получиться — база будет единой.

С нового года запрещен ввоз и эксплуатация в России маршруток и автобусов с правым рулем. А вот на легковых машинах с «японским» рулем еще ездить можно. На них не распространяется техрегламент Таможенного союза, который как раз и запретил выезд на дорогу праворульных автобусов, в 2015 году, причем не только в России, но и в Казахстане, Белоруссии. Запрет введен из-за того, что просто небезопасно для пассажиров иметь выход на сторону транспортного потока, говорил ранее глава Минпромторга Денис Мантуров.

А вот иностранные автомобили-нарушители из России, наоборот, теперь не выпустят, пока владелец не оплатит штраф. Если в 2014 году со штраф-стоянки можно было уехать, как только водитель устранял нарушение — например, снимал с машины лишний груз и «избавлялся» от перевеса, — то в 2015 году такое уже не пройдет, отметили в Ространснадзоре.

Там пояснили, что международные перевозки грузов и пассажиров иностранными компаниями с января 2015 года оформляются по новым требованиям. Транспортная компания должна заранее уведомить российские власти о количестве транспортных средств, имеющих карточки допуска на выполнение международных перевозок, в своем парке. И о планируемом количестве рейсов. А перед началом поездки по России, иностранцы в обязательном порядке должны вписать в документы на проезд: регистрационный номер транспортного средства, дату и место въезда в наше государство и наименования груза.

Речь идет о специальном талоне, который теперь вводиться для всех международных перевозок. Как пояснили «РГ» в Ространснадзоре, при выдаче документов на проезд принципиальных изменений не произошло. Главная работа инспекторов начнется на дороге. При проверке, в том числе и «дорожных» талонов, они будут обращать внимание на соответствие данных в документах по грузу, датам проезда с тем, что видят в реальной жизни.
rg.ru


13.01.2015

Источник: Российская газета

 

Ассоциация страховой безопасности РФ — итоги 2014 года

Для нашей Ассоциации уходящий год был очень результативным, потому что в основе большинства проектов, которые удалось реализовать в этом году, лежали совершенно новые идеи.
Так, основным «прорывом» этого года стал проект нового федерального закона «О противодействии страховому мошенничеству», который разработала АСБ РФ.
Напомню, что такой закон обсуждается в России впервые и ранее ничего подобного не было.
Данный закон (с содержанием можно ознакомиться на сайте www.asbrf.ru) вводит такие понятия как: незаконное получение страховой выплаты, незаконный страховой иск, страховое расследование, страховой следователь, страховая экспертиза. Кроме того, в законе «О противодействии страховому мошенничеству» предусмотрены важные положения о приостановлении страховой выплаты на период страхового расследования, об обязательном предоставлении информации страховщикам по их запросам, о полномочии страховщиков по сбору доказательств страхового случая (или его отсутствия), взаимодействия страховщиков с силовыми структурами в рамках борьбы со страховым.
В будущем году мы планируем начать обсуждение проекта ФЗ «О противодействии страховому мошенничеству» на комитете РСА, для подготовки его дальнейшего предоставления в профильные комитеты Государственной думы РФ.
Ассоциация страховой безопасности РФ в 2014 году провела серию семинаров для страховых компаний в Москве. Семинары по темам противодействия автоюристам и изменению систем безопасности компании также проводились впервые.
Также АСБ РФ в 2014 году выпустила в свет десять новейших методик расследования страхового мошенничества в различных видах страхования и начала дистанционное обучение по направлениям «Страховой следователь», «Страховой эксперт», «Страховой юрист» с выдачей именных сертификатов.
Уверен, что в 2015 году мы сделаем еще больше для построения цивилизованного и безопасного страхового рынка.
Желаю всем коллегам и читателям в новом году ставить перед собой больше цели и достигать их, больше позитивных эмоций и крепкого здоровья!


12.01.2015

Автор: Президент АСБ РФ, кандидат юридических наук Алексей Алгазин

Верховный суд РФ разъяснит практику по ОСАГО

Споры по ОСАГО обретают единую практику
Верховный суд РФ подготовил разъяснения по спорам по ОСАГО. Возможности страховщиков по отказу в выплате возмещения ограничиваются, но они не будут уплачивать неустойку и штрафы при недобросовестном поведении потерпевших лиц. Последние смогут уступать свои права требования только по возмещению имущественного, но не личного вреда. 
Судам рекомендовано проверять соблюдение претензионного порядка урегулирования споров и строго придерживаться единой методики определения размера расходов на ремонт. Юристы и участники рынка полагают, что проект в целом отражает баланс интересов страховщиков и страхователей, хотя в большей степени все же посвящен защите прав потребителей.

Пленум Верховного суда (ВС) вчера обсудил проект постановления, посвященного спорам по ОСАГО. Документ учитывает последние поправки к закону «Об ОСАГО» и призван формировать единую практику как в судах общей юрисдикции, так и в арбитражных судах.

Напомним, что после правки закона по страховым случаям, происшедшим после 1 сентября 2014 года, теперь обязателен досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора. При его несоблюдении суд оставляет иск без рассмотрения. Для обращения в суд действует общий трехлетний срок исковой давности, который не продлевается при уступке права требования. Согласно проекту, при недобросовестных действиях любой из сторон суд вправе отклонить иск в части, создающей преимущества такой стороне. Так, если потерпевший злоупотребляет правом, суд отказывает во взыскании со страховщика неустойки, штрафа и компенсации морального вреда. За просрочку выплаты страховщиком неустойка составит 1% в день, уменьшать ее можно лишь в исключительных случаях при явной несоразмерности. Для пресечения злоупотреблений ВС допускает уступку прав потерпевшего не ранее момента страхового случая и только по ущербу, причиненному имуществу, включая неустойку и штрафы. 

Страховщикам документ запрещает отказывать в страховой выплате — даже если страхователь представил заведомо недостоверные сведения при заключении договора (можно лишь оспорить сам договор). ВС разъясняет, что страхуется риск по конкретному транспортному средству и страховщик должен платить при наступлении страхового случая независимо от того, кто именно сидел за рулем. К реальному ущербу от ДТП (помимо стоимости ремонта и запчастей) ВС относит и утрату товарной стоимости — преждевременное ухудшение внешнего вида и эксплуатационных качеств автомобиля. В документе подчеркивается, что по страховым случаям, наступившим с 17 октября 2014 года, возмещение рассчитывается по единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт, утвержденной ЦБ 19 сентября. 

Президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс сообщил, что союз привлекался к обсуждению проекта ВС и особо настаивал на включении в него норм о применении единой методики, обязательного претензионного порядка, а также «моментов, которые помогут пресечь активность автоюристов, нанесших существенный ущерб рынку ОСАГО». Первый зампред СОГАЗа Николай Галушин критикует позицию ВС по возмещению утраты товарной стоимости (УТС): «Внешний вид автомобиля больше важен для определения рыночной стоимости при продаже, а не для выплаты страхового возмещения». Но, по его словам, поскольку УТС уже есть в законе об ОСАГО, сейчас важно утвердить методику расчета, которая не приводила бы к необоснованному обогащению автовладельцев. По словам главы юридической фирмы «Главстрахконтроль» Николая Тюрникова, проект ВС в целом отражает баланс интересов страховщиков и страхователей, хотя в большей степени он все же посвящен защите потребителей как слабой стороны в договоре страхования. 

С учетом предложений, поступивших в Верховный суд от региональных судов, Минюста и Генпрокуратуры, проект будет доработан, принять постановление пленума планируется в феврале 2015 года.


29.12.2014

Источник: АСН

Единая методика оценки ремонта в ОСАГО добавит 10-15% убыточности страховщикам

Переход на работу по единой методике оценки восстановительного ремонта в ОСАГО с 1 декабря стабилизирует ситуацию в сегменте обязательного автострахования. Однако страховщики ОСАГО при этом ожидают увеличения размера средней выплаты по имущественному ущербу на 10-15%, сообщил в интервью агентству «Интерфакс-АФИ» генеральный директор ОАО «Росгосстрах» Дмитрий Маркаров. 
Он убежден, что появление вполне технического документа пресечет целый ряд споров между экспертами, страховщиками и водителями. В определенном смысле единая методика дестимулирует страховых мошенников, спекулировавших прежде на арбитраже ремонтных оценок.

— Дмитрий Эдуардович, последняя часть единой методики восстановительного ремонта на автотранспорте — ценовые справочники — после тестирования были готовы к применению с 1 декабря этого года. В период разработки методики скептиками высказывались сомнения в том, что методика окажется справедливой. Она разрабатывалась под эгидой самих автостраховщиков (РСА) и потому может делать расчеты выгодней для них, чем для потребителей, предполагали критики.

— Этап тестирования ценовых справочников крупнейшими игроками на рынке ОСАГО, в том числе «Росгосстрахом», показал: в среднем по рынку при переходе на работу по единой методике выплата в ОСАГО по имущественному вреду вырастет на 10-15%. (В данном случае я не касаюсь выплат по решениям судов).

Это один аргумент. Другой заключается в том, что при разработке методики на базе РСА собиралась рабочая группа, куда входили представители Минтранса, независимые отраслевые эксперты, страховщики и представители регулятора. Решения по всем вопросам принимались профессионально и коллегиально.

Далее проект документа прошел утверждение Банком России, а потом и Минюстом РФ. После этого методика и справочники, как ее составляющая, получила статус официального документа.

— И что это меняет на практике?

— Многое. Появление единой методики означает, что все заинтересованные стороны при определении справедливой стоимости восстановительного ремонта обязаны с ней сверяться. Допустим, водитель не согласен с оценкой страховщика ОСАГО по стоимости ремонта. Оценку страховщик ОСАГО проводит за свой счет, но закон оставляет водителю право перепроверить оценку и оплатить в этой связи услуги своего эксперта-техника. Если все работают в рамках единой методики, результат у разных оценщиков должен получаться более или менее одинаковым. Отклонение допускается единой методикой в рамках погрешности в 10%. Так вот, если такое отклонение составит, например, 20%, есть основания оспаривать оценку страховщика, в том числе в суде. Если расхождение не превышает 10%, такое заявление суд даже не примет к рассмотрению. Представьте, при повторной оценке по инициативе водителя у эксперта получится сумма к выплате меньше, спор на этом окажется исчерпанным.

Единая методика — объемный документ, она включает три части. Сама единая методика объясняет, как производится расчет восстановительного ремонта, правила проведения экспертизы с требованиями к содержанию экспертизы. Вторая содержит требования к тем, кто способен такую экспертизу делать.

Последняя часть включает справочники цен на запчасти к автомобилям, цен на расходные материалы, стоимость нормо-часов. Они будут регулярно обновляться.

— Допустим, а какими оценками будет пользоваться сам суд?

— Эксперты, привлеченные судами для споров по ОСАГО, также будут опираться в расчетах на утвержденную официальную методику. Значит, их расчеты также будут близки к расчетам страховщиков ОСАГО.

Есть тонкость: согласно прошлой редакции закона об ОСАГО, оценкой ущерба на транспорте могли заниматься не только эксперты-техники. Эти услуги оказывали оценщики, которые вообще руководствовались другим законом — об оценочной деятельности. Теперь расчет стоимости восстановительного ремонта на транспорте может проводить только сертифицированный эксперт по единой методике. Оценщик, впрочем, может привлекаться для расчета ущерба, например, при наезде транспортного средства на неподвижное препятствие, допустим на забор. Но не в случае ДТП, не при оценке стоимости ремонта транспортного средства. Таким образом, разнобой экспертов и методик уходит в прошлое.

— Насколько эффективно, на ваш взгляд, Центробанк справился с несвойственной функцией утверждения документов, имеющих прямое отношение к транспортной отрасли?

— Судите сами. Обязанность разработать единую методику оценки восстановительного ремонта на автотранспорте была сформулирована в законе об ОСАГО с 2003 года, она была возложена правительством на Минтранс РФ, но прошло более 10 лет, а документ так и не появился.

С другой стороны, законодатель передал полномочия Центробанку по регулированию на финансовом рынке, в том числе на страховом. И Центральный банк за 2-3 месяца сделал ту работу, которую Минтранс не мог осуществить в течение 10 лет. Первого октября была утверждена методика, с 17 октября она вступила в силу, к началу декабря в расчетные информационные продукты, которыми пользуются страховщики и эксперты-техники, были интегрированы ценовые справочники.

— Насколько я помню, справочники учитывают региональный аспект…

— Да, стоимостные показатели определялись по 12 региональным зонам. Это не случайно, поскольку средней ситуации, средней оценки ремонта на рынке ОСАГО не бывает.

Приведу такой пример. Часто упоминают Петропавловск-Камчатский как регион суперубыточности в ОСАГО. Это действительно так, но почему? По нашему портфеля судя, отнюдь не оттого, что там живут исключительно хитрые, склонные к махинациям люди. Просто в структуре автопарка Петропавловска-Камчатского нет российских автомобилей, европейских тоже — только японские машины. Особенность истории японских автопроизводителей послевоенного периода в том, что они создавали машины в расчете на определенный срок эксплуатации, затем эти машины выбывали из состава участников дорожного движения.

Выведенные из обращения автомобили теперь оказываются на дорогах Камчатки. В ремонте они безумно дороги и, конечно, восстановление японских машин никак не вписывается в рамки российского тарифа по ОСАГО. Амурский край — похожая история.

— Вы упомянули о росте средней выплаты. Это невыгодно страховщикам, «давит на убыточность». Почему же страховщики ОСАГО так ждали единой методики?

— Действительно, ожидаемый рост средней выплаты с одной стороны создает дополнительное давление на систему. Но с другой — мы считаем, что применение единой методики добавит системе ОСАГО справедливости в области выплатной политики страховщиков. Ведь ею будут пользоваться разные участники рынка.

— Новая редакция закона об ОСАГО содержит поправку о праве водителя договориться с СК о выплате в натуральной форме, то есть второй вариант из приведенных вами. Часто такой услугой пользуются клиенты по ОСАГО?

— Не забывайте, в ОСАГО выплата производится с учетом износа автомобиля. На практике это означает, что для осуществления ремонта транспортного средства водителю потребуется доплачивать ремонтникам разницу. Когда водитель понимает, что ему все равно потребуется платить свои деньги, он чаще всего решает, что проще получить страховую выплату, а затем самостоятельно разобраться с автосервисом.

— Страховщиков продолжают упрекать в «бегстве от клиентов» в ОСАГО. Ситуация меняется?

— Страховщики становятся лояльнее после введения безальтернативного ПВУ, ведь к ним приходит за выплатой клиент, который купил у него полис ОСАГО.

— Смягчили ситуацию ценовые корректировки в ОСАГО, утвержденные Центробанком?

— Даже после первого этапа увеличения базовых значений тарифов в ОСАГО по указанию Центробанка в октябре этого года, страховщики ОСАГО не получили уверенности в том, что эта мера позволит преодолеть кризисные явления в сегменте «автогражданки». Тариф остается дефицитным. По-прежнему есть в России регионы, где убыточность в этом обязательном виде страхования составляет 120-180%. Таким образом, региональный аспект в ОСАГО сохраняет свою остроту.


25.12.2014

Источник: АСН

Была ли фальсификация документов в арбитражном процессе?

Сельскохозяйственный производственный кооператив «Тамбовский» (одно из крупнейших хозяйств Алтайского края) взыскивает через суд страховое возмещение в сумме 40,4 млн рублей с ООО «Национальная противопожарная страховая компания» (НПСК, Москва), говорится в материалах Арбитражного суда Алтайского края.
Иск был предъявлен барнаульскому филиалу страховой компании в 2013 году. Сельхозпредприятие требовало компенсировать по договору об агростраховании потери урожая, понесенные в 2012 году из-за природных катаклизмов. Ответчик отказался выплачивать страховое возмещение и потребовал назначить судебную экспертизу учетных листов трактористов-машинистов СПК «Тамбовский» на предмет внесения в них исправлений или нанесения нового текста. Это, по мнению страховщика, могло подтвердить, что сельхозпредприятие фальсифицировало документы для получения страховых выплат.
С выбором экспертов стороны разошлись во мнении. Страховая компания предлагала поручить исследование документов компании «ОцЭкс» (Москва) или независимому эксперту А.Авдеенко (Ростов-на-Дону). Но суд счел, что нет необходимости отправлять документы в другие регионы, и утвердил экспертом предложенное хозяйством ООО «Сибирский институт инноваций и развития бизнеса». Но институту так и не удалось установить даты записи в учетных листах, говорится в материалах дела.
ООО «Бюро судебных экспертиз» с 2007 году проводит все виды досудебных и судебных экспертиз по сложным страховым случаям — www.omsksudexpert.ru


23.12.2014

Источник: www.wiki-ins.ru