Новости

Страховое мошенничество — кто кого?

Сегодня страховое мошенничество — модный вид бизнеса для автомобилистов, студентов, практикующих юристов, правозащитников, нечестных экспертов, коррумпированных судей, ну и, конечно, профессиональных мошенников.
За последние три года резко изменилось отношение судов к нечестным потребителям страховых услуг по страховым спорам, и введение в УК РФ нового уголовно-правового состава 159.5 (мошенничество в страховании), пока не помогает страховщикам в судебных спорах.
Что могут сделать страховщики, их «безопасники» и юристы в новых условиях войны со страховым мошенничеством?
Необходимо открытие трех фронтов:
Первый фронт — привлечение сторонних специалистов к расследованию сложных случаев страхового мошенничества и участию в сложных судебных процессах.
Второй фронт — проведение всего спектра судебных и криминалистических экспертиз по сложным и сомнительным страховым случаям.
Третий фронт — обучение сотрудников страховщика новым методам борьбы с мошенниками.
Ассоциация страховой безопасности РФ предоставляет услуги по консалтингу в области безопасности, расследованию страховых случаев, сопровождению судебных процессов, проведению всех видов судебных и досудебных экспертиз, обучению и выдачу сертификатов, реализацию методических материалов по противодействию страховому мошенничеству.
Заявки на расследование, экспертизы, обучение направляйте на ins.security@yandex.ru Справки по тел. 89131591810


10.10.2014

Источник: АСБ РФ

 

Страховщика заставили заплатить за угон найденного автомобиля

Обнаружение угнанного автомобиля не является основанием для возврата страховщику выплаты, произведенной по случаю его хищения, даже если права на машину не были переданы страховой компании. К такому выводу пришел Мосгорсуд.

Суд не позволил страховщику вернуть себе выплату за найденный после угона автомобиль.
Разбирательство началось из-за угона кредитного автомобиля, застрахованного по автокаско в «Авангард-Гаранте». Возмещение за него получил банк. Через некоторое время автомобиль был обнаружен сотрудниками полиции.

Страховщик попытался получить с собственника автомобиля выплаченное банку возмещение, ссылаясь на то, что гражданин уклонился от передачи прав собственности на машину страховой компании. По мнению страховщика, владелец возвращенного автомобиля получил неосновательное обогащение. Кроме того, обязанность вернуть возмещение в такой ситуации была прописана в правилах страхования, полагали представители страховой компании.

Добровольно гражданин платить отказался, и страховщик обратился в суд. Суд первой инстанции встал на сторону страховой компании. Однако Мосгорсуд, куда гражданин обратился с жалобой на это решение, отменил его. В решении Мосгорсуда отмечено, что страховщик перечислил страховое возмещение в банк в рамках исполнения договора страхования, и получение гражданином неосновательного обогащения «противоречит установленным судом обстоятельствам». Кроме того, суд указал, что, согласно правилам страховщика, выплата подлежит возврату только после того, как автомобиль будет возвращен гражданину. А поскольку обнаруженная машина на момент разбирательства находилась на стоянке ОМВД, суд счел, что она не была возвращена.


Читайте далее: http://www.asn-news.ru/news/48921?get_cached#ixzz3FdMAXKGF


09.10.2014

Источник: АСН

Страховщики ОСАГО прогнозируют всплеск мошенничеств из-за реализации постановления о технической фиксации ДТП

Применение утвержденных правительством РФ требований в рамках безлимитного европротокола приведет к росту страхового мошенничества, такой прогноз содержится в пресс-релизе Российского союза автостраховщиков (РСА). В сообщении РСА анализируются возможные последствия применения постановления правительства.
Правительство 3 октября опубликовало постановление «Об утверждении правил представления информации о ДТП страховщику и требований к техническим средствам контроля, обеспечивающим некорректируемую регистрацию информации». Постановление, датированное 1 октября этого года, позволяет начать эксперимент по европротоколу в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях.

Положения принятого постановления правительства, по мнению РСА, не препятствуют мошенническим действиям при переносе данных с фото— или видеоустройства. «Отсутствие четких требований в части некорректируемости данных позволяет использовать различные технические возможности для внесения изменений в фотографии или замены настоящих снимков на подложные», — говорится в сообщении.

Кроме того, при отсутствии автоматического определения факта ДТП от страховщиков потребуется организовать проверку полученной информации, в частности, фото— и видеоизображений, и для этого будут необходимы значительные перемены в уже организованных бизнес-процессах страховщиков и значительные дополнительные расходы на проверку подлинности полученных от потерпевшего сведений, считают эксперты РСА.

Тема использования средств фиксации в европротоколе, изложенная в постановлении, вызвала обсуждения и споры страховщиков. Комментируя ход дискуссии агентству «Интерфакс-АФИ», генеральный директор ОАО «Росгосстрах» Дмитрий Маркаров назвал ошибкой отсутствие согласования со страховщиками ОСАГО принципиальной позиции, на которой базируется постановление о средствах фиксации в европротоколе.

«Когда только началось обсуждение повышения лимитов в рамках европротокола, автостраховщики согласились с необходимостью удвоения лимитов выплат. Затем речь пошла об эксперименте и расширении выплат до полного имущественного лимита в ОСАГО в 4 регионах. А это уже увеличение в 16 раз. Страховщики высказывали очень серьезные опасения: мошенники начнут атаку на их бизнес, нужны гарантии, позволяющие отличить фальшивку, инсценировку от настоящего ДТП. В этой связи обсуждалась возможность использовать систему ГЛОНАСС, а поскольку такие возможности пока не обеспечены, то возможности GPS в переходный период. В результате страховщики получили документ, который признает доказательством для выплат в ОСАГО фотосъемку. В стране экспертов по фотошопу больше, чем водителей. Автостраховщики оказались в очень трудном положении», — сказал Д.Маркаров.

По его словам, обсуждения проблемы в сообществе автостраховщиков продолжатся. «Лично я считаю правильным бороться против мошенничества и условий для их процветания всеми законными средствами. Даже если это потребует обращения к президенту РФ или в Верховный суд», — заявил генеральный директор ОАО «Росгосстрах».

При этом он добавил: «Наверное, нерационально решать такие технические задачи на столь высоком уровне, но у страховщиков ОСАГО может не оказаться иного выхода».

Правительственный документ предоставляет, например, потерпевшим право только подать заявление с указанием, что «вся представленная информация является некорректированной». Наивно рассчитывать на тотальную честность всех водителей в стране и на это полагаться. «Примеры из практики нашей компании к этому не располагают», — заявил представитель «Росгосстраха»

СТРАХОВЩИКИ ОСАГО ФОРМИРУЕТ ПОЗИЦИЮ

В РСА агентству «Интерфакс-АФИ» не подтвердили, что руководство союза готовит какие-либо обращения в органы государственной власти.

Вместе с тем в пресс-релизе союза говорится, что по оценке экспертов РСА, «положения, установленные постановлением правительства от 1 октября 2014 года, касающиеся фиксации обстоятельств ДТП для оформления аварии по европротоколу, «не в полной мере соответствующими требованиям закона об ОСАГО».

Основным условием проведения эксперимента в четырех регионах РФ была объективность и некорректируемость данных о ДТП, автоматически фиксируемых средствами контроля. Исключение условия об обязательном использовании мониторинговых систем (ГЛОНАСС/GPS) делает невозможным исполнение требований законодательства.

«Работа по требованиям, которые установлены постановлением правительства, приведет к большому количеству разногласий при урегулировании страховых случаев и породит массу споров и конфликтов между страховщиками и потерпевшими», — предупреждает РСА в своем сообщении.

Одна из наиболее очевидных причин подобных разногласий — спор о самом факте ДТП. Согласно утвержденным требованиям, допускается использование технических средств, которые не контролируют движение и положение автомобиля, и, соответственно, не могут определить факт ДТП в автоматическом режиме. Отсутствие автоматической регистрации факта ДТП, по оценкам РСА, создает предпосылки для разных мошеннических действий.

Включение в состав необходимой информации данных о скорости и ускорении автомобиля, которые позволят определить факт внешнего воздействия на него, например, удар, постановление относит только на 1 января 2016 года.

«Таким образом, более года страховщики должны выплачивать значительные суммы (до 400 тыс. рублей) по документам и сведениям, в подлинности которых они не могут быть уверены. Страховщики формируют резервы и осуществляют выплаты за счет средств, полученных от водителей, застраховавших свою ответственность по ОСАГО. В этой связи неясно, почему добросовестные страхователи должны по сути платить за мошенников», отмечается в сообщении.

По мнению РСА, постановление правительства в том виде, в котором оно должно действовать на сегодняшний день, нарушает права страховщиков и не позволяет им в полной мере осуществлять функции по урегулированию страховых случаев.

Как сообщалось ранее, с 1 октября 2014 года в четырех регионах РФ (Москва, Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области) предусмотрена возможность получить выплату по европротоколу в пределах всей страховой суммы — 400 тыс. рублей. При этом для минимизации рисков мошенничества закон об ОСАГО предусматривает необходимость предоставления страховщику некорректируемой дополнительной информации, подтверждающей обстоятельства аварии: фото— или видеосъемка транспортных средств и их повреждений, а также данные о месте ДТП, полученные с применением спутниковой навигации.

Системному подходу к снижению уровня страхового мошенничества будет посвящен новый семинар Ассоциации страховой безопасности РФ, который пройдет в Москве 30-31 октября 2014 года.
Тема семинара: «Оптимизация работы ведущих подразделений страховой компании по пресечению страхового мошенничества».
Программа семинара размещена на www.wiki-ins.ru
Заявки на семинар направляйте по адресу: ins.security@yandex.ru или с сайта www.wiki-ins.ru


08.10.2014

Источник: АСН

Правительство утвердило правила безлимитного Европротокола

Утверждены требования к техническим устройствам, которые автолюбители могут использовать для урегулирования ДТП без вызова сотрудников ГИБДД. Соответствующее постановление правительства подписано 1 октября 2014 г.
Документ был разработан Минтрансом в конце августа. Это было необходимо, чтобы в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области с 1 октября в порядке эксперимента заработал безлимитный Европротокол. Благодаря новым правилам, потерпевшие в ДТП смогут получать выплаты по ущербу имуществу в размере до 400 тыс. р. (сейчас ‒ 50 тыс. р.), если авария была оформлена без участия сотрудников ГИБДД.

Постановлением правительства утверждены требования к двум видам технических средств контроля:
обеспечивающим фото— или видеосъемку транспортных средств и их повреждений на месте ДТП, а также регистрирующим дату, время фото— и видеосъемки, координаты местоположения технического средства контроля;
обеспечивающим некорректируемую регистрацию данных, зафиксированных с применением средств навигации, которые функционируют с использованием технологий системы ГЛОНАСС (или ГЛОНАСС совместно с другими глобальными спутниковыми навигационными системами).
Такая дифференциация применена в связи с тем, что система «ЭРА-ГЛОНАСС» обеспечивает получение, хранение и передачу информации о ДТП в некорректируемом виде. При этом требования к системе по регистрации параметров ускорения и местоположения транспортного средства при использовании технических средств не обеспечивают возможность сбора данных, необходимых для надлежащего анализа страховщиками обстоятельств причинения вреда транспортному средству. Об этом говорится в сообщении правительства РФ.

В связи с этим устанавливается переходный период (до 1 января 2016 г.), необходимый для обеспечения технической возможности регистрации системой параметров, требуемых для страхования. В переходный период предполагается использовать технические средства контроля, обеспечивающие фото— или видеосъемку транспортных средств и их повреждений на месте ДТП и регистрирующие дату и время фото— и видеосъемки, координаты местоположения технического средства контроля.

Утвержденные правила представления некорректируемой информации о ДТП страховщику и требования к составу такой информации будут вступать в действие поэтапно.

Ранее предполагалось, что требования к техническим устройствам будут утверждены и вступят в силу не ранее середины ноября, поскольку проект постановления правительства должен был пройти процедуру оценки регулирующего воздействия (ОРВ). Согласно регламенту, эта процедура занимает 60 дней. В сообщении правительства не раскрываются причины, по которым при принятии этого документа решили обойтись без ОРВ.


06.10.2014

Источник: АСН

Вышли в свет новейшие методики расследования страхового мошенничества

1 октября 2014 года Ассоциация страховой безопасности РФ выпустила в свет семь новейших методик по выявлению, расследованию и пресечению страхового мошенничества в основных видах страхования (автор, к.ю.н Алгазин А.И.):

1. Методика расследования страхового мошенничества в автостраховании
2. Методика расследования страхового мошенничества в имущественном страховании
3. Методика расследования страхового мошенничества в личном страховании
4. Методика расследования страхового мошенничества в страховании грузов
5. Методика расследования страхового мошенничества в страховании путешествующих
6. Создание и работа службы безопасности страховой компании
7. Защита страховых компаний от претензий и исков
Указанные методики могут приобрести только страховые компании (их сотрудники), они предназначены для служебного пользования и в свободной продаже их нет.
Методики являются полезным инструментом в работе сотрудников, руководителей отделов расследований, защиты информации и противодействия страховому мошенничеству, службам экономической безопасности страховой компании, подразделениям по урегулированию убытков, юридическим подразделениям страховых компаний.
Заявки и информация по приобретению методик принимаются Отделом научного и методического обеспечения АСБ РФ по адресу: ins.security@yandex.ru , тел. для справок 8-913-159-1810


02.10.2014

Источник: АСБ РФ