Новости

«Потребительская» неустойка: судебная практика

АСН решило выяснить, как суды общей юрисдикции разных регионов России решают спорный вопрос о взыскании со страховщиков повышенной неустойки, предусмотренной законом о защите прав потребителей.
У судов оказались разные точки зрения на вопрос о взыскании со страховых компаний повышенной «потребительской» неустойки. 
У судов оказались разные точки зрения на вопрос о взыскании со страховых компаний повышенной «потребительской» неустойки.

Повышенная неустойка — 3% от суммы страховой выплаты за каждый день просрочки исполнения обязательства — стала взыскиваться со страховщиков некоторыми судами после того, как в июне 2012 г. Верховный суд РФ распространил на страхование закон о защите прав потребителей.

Как показывает проведенный АСН анализ 200 судебных решений в 18 из 83 регионах РФ, у судов общей юрисдикции нет единства в вопросе взыскания со страховщиков такой неустойки.

Суды, взыскавшие повышенную неустойку, как правило, ограничивались указанием на то, что страховщик нарушил права потребителя.

Суды, отказавшие гражданину в неустойке, обосновывали это по-разному. В некоторых решениях говорится, что у страховщика, в отличие от других исполнителей услуг, возникает обязательство «по расчету по результатам оказанной услуги», — а неустойка взыскивается за нарушение сроков оказания услуг.

Один из судов сослался также на то, что размер взыскиваемой со страховщика неустойки должен быть прописан в правилах страхования. Если же положения о неустойке в них нет, то и взыскана она быть не может, решил суд.

Предполагалось, что ясность в вопрос о повышенной неустойке внесет постановление Верховного суда по добровольному страхованию, утвержденное в июне 2013 г. В одной из версий проекта постановления говорилось, что «за неисполнение или несвоевременное исполнение обязательства по выплате страхового возмещения применяется ответственность, предусмотренная статьей 395 ГК РФ». Однако из окончательного текста эту формулировку убрали. В декабре Верховный суд, рассматривая дело о страховом споре, отменил решения двух нижестоящих судов, отказавших гражданину во взыскании такой неустойки.


23.01.2014

ВСК предотвратила мошенничество на 68 млн рублей.

Страхователь пытался получить выплату за сгоревшие «муляжи» жилых домов.
Имущественный договор страхования был заключен Санкт-Петербургским филиалом ВСК в 2012 г. Страховой защитой были обеспечены жилые дома, строящиеся в сельской местности. При этом для подтверждения затрат на строительство зданий были предоставлены фиктивные, как выяснилось впоследствии, документы (счета-фактуры, договоры строительного подряда). Спустя несколько месяцев были инсценированы поджоги четырех строений общей площадью более 2 тыс. кв. м, после чего в Вологодский филиал ВСК поступило заявление о компенсации ущерба.
В ходе проверки специалисты компании установили, что «особняки» по сути были муляжами зданий (сараи без окон, дверей, коммуникаций и фундамента) и не были предназначены для проживания. По мнению страховщика, эти факты свидетельствуют об умышленном введении сотрудников ВСК в заблуждение относительно функционального назначения и стоимости страхуемых объектов с целью впоследствии получить выплату в размере 68 млн р.
В настоящее время правоохранительные органы возбудили уголовное дело по факту мошенничества. Ведется следствие, сообщает ВСК.


22.01.2014

Источник: АСН

Мужчину хотели убить ради страховой выплаты

В Хабаровском крае трое местных жителей обвиняются в организации заказного убийства с целью получения страховой выплаты. Злоумышленники застраховали жизнь мужчины в шести страховых компаниях, чтобы после убийства получить около 8 млн р.

По версии следствия, в мае 2013 г. 42-летний житель Комсомольска-на-Амуре придумал схему совершения преступления — он решил застраховать человека в нескольких компаниях, а затем его убить и получить денежные выплаты. В свой преступный план он посвятил 20-летнюю девушку и 19-летнего молодого человека. Они нашли будущую жертву — жителя села Пивань, который злоупотреблял спиртными напитками.

Девушка и парень рассказали мужчине, что его необходимо застраховать в нескольких компаниях. Якобы это нужно для их знакомого, который работает в страховом бизнесе и ему требуются показатели, чтобы продвинуться по служебной лестнице. Ничего не подозревающий житель села согласился.

Злоумышленники застраховали мужчину в шести компаниях Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре. Страховые суммы составляли от 500 тыс. до 3 млн р. В случае смерти мужчины деньги (около 8 млн р.) должна была получить знакомая организатора, которая не была посвящена в криминальные планы. Затем преступники нашли исполнительницу будущего убийства ‒ женщину, ведущую асоциальный образ жизни. Ей пообещали 150 тыс. р. за убийство жителя села. Однако в ходе подготовки к преступлению женщина передумала его совершать и сообщила о готовящемся убийстве в правоохранительные органы.

Все дальнейшие переговоры велись под контролем оперативных служб. 26 октября 2013 г. 19-летний молодой человек привез исполнительницу к дому жертвы, дал ей отвертку и металлическую трубу, которыми необходимо было нанести смертельные ранения. Однако во дворе дома их уже ждали следователь и сотрудники уголовного розыска.

Организатор преступления — 42-летний мужчина — обвиняется по ч. 3 ст. 33, ч. 1 ст. 30, п.п. «ж, з» ч. 2 ст. 105 УК РФ (приготовление к организации убийства по найму). Его помощники — молодой человек и девушка — обвиняются по ч. 5 ст. 33, ч. 1 ст. 30, п.п. «ж,з» ч. 2 ст. 105 УК РФ (пособничество в приготовлении к убийству по найму).

Во время следствия молодые люди дали признательные показания. Они сообщили, что в случае выплаты девушка должна была получить 2 млн р., молодой человек — 200 тыс. р. Организатор свою вину не признает. В отношении обоих мужчин по ходатайству следствия избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Девушка находится под домашним арестом. Расследование уголовного дела продолжается, сообщает Следственное управление Следственного комитета РФ по Хабаровскому краю.


22.01.2014

Минфин нашел управу на автоюристов

В Минфине РФ в целях борьбы с дельцами, наживающимися на судах по автостраховым делам, предложили ограничить возможности третьих лиц получать возмещения по ОСАГО, рассказал замминистра финансов Алексей Моисеев.
В правительственных кругах большое беспокойство вызывает стремительно набирающий обороты спекулятивный бизнес некоторых недобросовестных юридических фирм, предоставляющих автовладельцам услуги по взысканию со страховых компаний возмещения по ОСАГО.

«Мы озабочены мошенничеством, которое там происходит, — приводит слова заместителя министра финансов Алексея Моисеева агентство «Прайм». — Самое главное, что в подавляющем большинстве случаев деньги, которые отсуживаются у страховых компаний, до конечного потребителя не доходят — то есть эти деньги получают не водители, а юристы».

Как мы уже сообщали, так называемые «автоюристы» действуют по следующей схеме: «оптом» собирают дела пострадавших и затем правдами и неправдами получают выплаты из компенсационных фондов. Причем автовладельцам достается лишь незначительная часть из этих денег. В ряде случаев пострадавшие даже не подозревают о том, что от их имени действуют такие «посредники», подчеркивают в Российском союзе автостраховщиков (РСА).

«Важно исключить сам факт таких злоупотреблений», — утверждает Моисеев. Он сообщил, что в министерстве зреет ряд предложений в этой сфере, в том числе запрет на получение страхового возмещения третьими лицами: «Если человек нанял адвоката, который подал в суд вместо него, то пусть этот человек его (страховое возмещение. — Ред.) и получает».


21.01.2014

Источник: АСН

Суды стали еще жестче относиться к страховщикам

Позиция судов по искам граждан, не уведомляющих страховщика о страховом событии, а сразу обращающихся в суд, стала жестче по отношению к страховым компаниям. Теперь суды не только поддерживают таких потребителей, но и взыскивают со страховых компаний штрафы в пользу граждан. 

Изменяющаяся судебная практика открывает дополнительные легальные возможности обогащения за счет страховых компаний.
Об этом свидетельствует проведенный АСН анализ судебных решений, вынесенных судами апелляционных инстанций областных и верховных судов за 9 месяцев, прошедших с прошлого подобного анализа. Всего АСН на этот раз удалось обнаружить около 20 решений по таким делам в 10 из 83 регионов РФ. Как и в прошлый раз, среди них не оказалось ни одного, в котором суд отказал бы гражданину во взыскании возмещения из-за того, что страхователь вообще не обращался к страховщику перед подачей иска.

Но если предыдущий подобный анализ показал, что суды всегда отказывают во взыскании потребительского штрафа, то на этот раз более чем в половине случаев они поступили иначе. Взыскивая со страховщиков штраф, суды указывали, что страховые компании имели возможность добровольно произвести выплату гражданину после того, как получили документы о судебном разбирательстве.

В одном из обнаруженных АСН решений то обстоятельство, что гражданин не обратился к страховщику с заявлением о выплате, стало основанием для снижения размера штрафа.

АСН удалось обнаружить лишь четыре решения, в которых суды отказали гражданам в штрафе. При этом они указывали, что страховщик был лишен возможности добровольно удовлетворить требование гражданина.


20.01.2014