Новости

Сотрудников РГС обвиняют в злоупотреблении полномочиями

Следственное управление в Архангельской области возбудило в отношении сотрудников филиала ООО «Росгосстрах» уголовное дело о злоупотреблении полномочиями. Причиной этого стало навязывание дополнительной страховки покупателям ОСАГО.
Инициатором преследования страховщиков выступила Вельская районная прокуратура. Она проверяла филиал «Росгосстраха» в связи с жалобами граждан и публикациями в прессе о неправомерной практике работы компании.
Прокуроры установили, что лица, выполняющие управленческие функции в «Росгосстрахе», отказывали автовладельцам в заключении договора ОСАГО, если те не соглашались приобрести дополнительные услуги по страхованию жизни и здоровья.
«Указанными действиями существенно нарушаются права граждан на пользование своей собственностью — транспортными средствами, в том числе на занятие предпринимательской деятельностью», — говорится в сообщении прокуратуры Архангельской области.
14 апреля региональное следственного управление Следственного комитета РФ возбудило уголовное дело по ч. 1 ст. 201 УК РФ (использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации, своих полномочий для нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан). Наказания по этой статье — штраф в размере до 200 тыс. р., или удержание зарплаты осужденного за период до 18 месяцев, или 180–240 часов обязательных работ, или исправительные работы на срок до двух лет, или арест на срок до шести месяцев или лишение свободы на срок до четырех лет.


Читайте далее: http://www.asn-news.ru/news/51614?get_cached#ixzz3XLdbppWF


15.04.2015

Источник: АСН

 

Как получить сертификат страхового детектива, страхового эксперта и страхового юриста?

Ассоциация страховой безопасности РФ начинает дистанционное обучение на спецкурсах: «Страховой детектив», «Страховой юрист» и «Страховой эксперт».
Страховой детектив — это специалист по расследованию сложных страховых случаев и страховых случаев с признаками страхового мошенничества.
Страховой юрист — это специалист по ведению страховых споров, связанных со всеми видами страхования в мировых, арбитражных судах и судах общей юрисдикции.
Страховой эксперт — это специалист по организации и проведению досудебных и судебных экспертиз, связанных со страховыми случаями.
Учебные материалы предоставляются слушателям по электронной почте и содержат современные методики работы по указанным профильным направлениям.
Спецификой авторских материалов спецкурсов является то, что они уникальны, так как отсутствуют в свободной продаже и разработаны с учетом последней судебной, правоохранительной и экспертной практики.
По окончании обучения на спецкурсах выдается (высылается) именной Сертификат от Ассоциации страховой безопасности РФ. Куратор проекта — Президент АСБ РФ, к.ю.н. Алгазин А.И.
Стоимость одного спецкурса (одного Сертификата)— 22 тысячи рублей.
Запись на спецкурсы производится путем приема заявок на strahpravo@yandex.ru 
При подаче заявки просьба указать: Ф.И.О., дату рождения, почтовый адрес, адрес электронной почты и телефон.


14.04.2015

Источник: АСБ РФ

Страховой обман — правовая анатомия

Рассмотрим детально суть страхового обмана исходя из предложенной классификации.
Искажение информации об объекте страхования.
Подобные действия страхователя нередко встречаются в практике работы страховых компаний.
Страхователи утаивают или искажают информацию:
• о состоянии здоровья претендентов на страховку;
• о перенесенных претендентом заболеваниях;
• о роде занятий претендента на страховку;
• о полученных ранее травмах;
• о имевших место страховых случаях с этим лицом или объектом страхования;
• о подлинности предметов искусства, коллекционных вещей.
• о виде, модификации, годе выпуска, ТТХ транспортных средств;
• о подлинности маркировки номерных агрегатов транспортных средств;
• о реальном собственнике объекта страхования;
• о том, что объект страхования взят во временное пользование;
• о том, что объект страхования ранее был похищен и изъят из гражданского оборота;
• о нахождении объекта страхования в залоге, под арестом, аренде и т.п.;
• о количестве, качестве товара.
По сути, страховщик вводится в заблуждении на счет самого основного условия договора страхования — объекта страхования. В случае обмана объект страхования идентифицируется не верно, а потом, например, когда объект выбывает из владения страхователя, страховщик практически не имеет возможности установить истину.
Умышленные действия страхователя, направленные на наступление страхового случая. Данный мотив отказа используется страховщиками не так часто. Этому есть объяснение. Дело в том, что умышленные действия страхователя, направленные на наступление страхового случая — это, в сущности, уголовное преступление, ответственность за которое предусмотрена ст.159 (Мошенничество), ст. 306, ст. 307 (Заведомо ложное заявление о преступлении и дача заведомо ложных показаний).
Доказать подобные действия под силу оперативным и следственным подразделениям ОВД и прокуратуры.
Умышленные действия страхователей можно классифицировать на:
• инсценировки страховых случаев;
• инсценировки отдельных элементов страхового события;
• умышленное увеличение суммы ущерба;
• умышленное причинение вреда застрахованному имуществу;
• провоцирование страхового случая;
• умышленное не принятие мер к спасению застрахованного имущества.
Как правило, подобные действия совершаются страхователями в сговоре с соучастниками, должностными лицами. Действия по инсценировке обладают всеми элементами преступления: подготовкой, совершением и сокрытием. Сама инсценировка планируется, распределяются роли, используются специальные технические средства. Подобные инсценировки часто осуществляются представителями организованных преступных групп.
Таким образом, подобные действия страхователей требуют высокопрофессионального расследования с соблюдением всех требований уголовного процесса, криминалистики и оперативно-розыскной деятельности.
Нарушение сроков и порядка заявления о страховом случае.
Данные действия страхователя, как правило, связаны со следующими причинами: 
• попытка застраховаться «задним числом», а потом заявить о страховом случае;
• необходимость внесения изменений в обстановку страхового события;
• необходимость изменения времени, места и обстоятельств страхового события;
• необходимость сокрытия той части имущества, которое не пострадало;
• необходимость консультации со специалистом о выработке «версии» страхового события.
• небрежное отношение страхователя к выполнению своих обязательств по договору страхования.
Проблемой страховщиков является то, что в некоторых правилах указаны такие формулировки как «в разумные сроки» или «как только стало известно», «незамедлительно». Подобные формулировки не позволяют четко трактовать невыполнение страхователем своих обязанностей.
Некоторые Правила содержат сроки, которых достаточно страхователю, чтобы заключить договор страхования «задним числом», укрыть «похищенное имущество» и сообщить в компетентные органы или страховщику.
Нередко страхователю поздно обращаются в компетентные органы, нарушая сроки, установленные Правилами страхования. Это обстоятельство часто связано с тем, что страхователи сначала пытаются по-своему решить проблему, понимая, что свершившееся событие не является страховым случаем, а затем, не решив проблему, обращаются в компетентные организации.
Нарушение страхователем законодательства и подзаконных нормативных актов имеющих отношение к страховому случаю.
Среди подобных нарушений, имеющих большую распространенность, можно назвать такие:
• нарушение страхователем законодательства регламентирующего оформление прав собственности на объект страхования;
• нарушения законодательства по оформлению торговых сделок;
• нарушение законодательства по оформлению оказания услуг по аренде, прокату, перевозке, хранению и др.
• нарушение норм бухгалтерского и финансового учета для юридических лиц и частных предпринимателей;
• нарушение установленных ГОСТов, правил и предписаний по эксплуатации, использованию оборудования, осуществлению отдельных технических действий;
• нарушение налогового законодательства;
• нарушение административного законодательства;
• нарушение таможенного законодательства;
• нарушение уголовного закона.
Стоит отметить, что практически в каждом страхом случаи при тщательном анализе всех обстоятельств имеющих отношения к страховому событию можно установить нарушение страхователем (выгодоприобретателем) тех или иных законом или подзаконных актов.
Непредставление страхователем документов о страховом случае и размере ущерба.
Причинами подобного рода действий (бездействий) страхователя могут быть:
• страхового случая не было вообще;
• ущерб объекту страхования был причинен, но в другое время и при других обстоятельствах, чем заявил страхователь;
• страхователь предпринял попытки получить подтверждающие документы, но ничего не получилось;
• в документах, которые могут представить компетентные органы страхователю, есть информация, влекущая отказ в выплате.
Суды часто не поддерживают страховщиков, отказавших по данному основанию, считая, что страховщик должен сам осуществлять сбор доказательств страхового случая.
Кроме того, еще одной проблемой страховщиков является несовершенство Правил страхования, а именно:
• декларативность положений о предоставлении ряда документов;
• указание в перечне предоставляемых страхователем документах тех, которые фактически ничего не подтверждают;
• некоторые документы не соответствуют потребностям современной практики урегулирования претензий;
• искусственно заужен необходимый комплект предоставляемых документов;
• самому страховщику не хватает времени, чтобы получить необходимый документ в предусмотренные Правилами сроки.
Изменение места хранения объекта страхования. Данные действия страхователя неизбежно влекут увеличение страхового риска, так меняются начальные условия хранения объекта страхования, которые были оговорены в договоре между страхователем и страховщиком. Как правило, подобные условия оговариваются либо в самом полисе, либо в заявлении на страхование имущества.
Место хранения имущества изменяется страхователями в следующих случаях:
• для облегчения осуществления действий по инсценировке страхового случая;
• для облегчения совершения в отношении застрахованного имущества криминальных действий в том случае, когда имущество застраховано на сумму, превышающую его реальную стоимость;
• умышленное провоцирование хищения, уничтожения объекта страхования для избавления неликвидного, некачественно или ненужного имущества;
• грубая небрежность и самонадеянность страхователя, пренебрегающего своими обязанностями по договору.
Проблемными моментами для страховщика в этом поводе для отказа в выплате могут быть:
• иногда место страхования не указывается в полисе и заявлении; 
• место страхования указывается неверно по ошибке представителя страховщика;
• реальное место нахождения имущества страховщик не может подтвердить, так как не осуществлял проверку на стадии действия договора;
• место нахождения имущества на период заключения договора страхования не может подтвердить представитель страховщика, так как реально не проводил осмотр.


13.04.2015

Автор: к.ю.н. Алгазин А.И.

Вышли в свет десять Регламентов пресечения страхового мошенничества

10 апреля 2015 внедрены в практику страховых компаний новые Регламенты по противодействию страховому мошенничеству, разработанные Ассоциацией страховой безопасности РФ (www.asbrf.ru )
1) РЕГЛАМЕНТ
по проведению расследований и наказанию страховых представителей за продажу полисов при наличии признаков (индикаторов) страхового мошенничества на стадии заключения договора страхования
2) РЕГЛАМЕНТ
систематического анализа убыточности страховых представителей с последующими мерами, направленными на прекращение сотрудничества с агентами, приносящими убыточный бизнес
3) РЕГЛАМЕНТ
первоначальных проверочных мероприятий сотрудниками подразделения урегулирования убытков, при выявлении признаков мошенничества в предоставляемых материалах
4) РЕГЛАМЕНТ
по выявлению признаков инсценированного ДТП при осмотрах транспортных средств и обстановки места ДТП
5) РЕГЛАМЕНТ
обязательных предварительных исследований подлинности номерных агрегатов автомобилей при урегулировании тотальных убытков по КАСКО (тотальные ДТП и возгорания)
6) РЕГЛАМЕНТ
обязательных досудебных пожарно-технических исследований по возгораниям ТС
7) РЕГЛАМЕНТ
поощрения (наказания) сотрудников за своевременное (несвоевременное) выявление (не выявление) признаков страхового мошенничества
8) РЕГЛАМЕНТ
осуществления преддоговорной проверки лиц и объектов страхования на предмет выявления потенциальных мошенников
9) РЕГЛАМЕНТ
мероприятий, направленные на противодействие анти-страховщикам (юридическим фирмам и организациям защиты прав потребителей), занимающихся исковым мошенничеством в автостраховании
10) РЕГЛАМЕНТ
противодействия необоснованной позиции судей по делам о страховых спорах
Заявки на приобретение и вопросы по материалам Регламентов направлять по адресу: strahpravo@yandex.ru Отдел методологии АСБ РФ


10.04.2015

Источник: АСБ РФ

Страховщикам запретили ограничивать срок подачи документов на выплату

Распространенное условие правил страхования, обязывающее страхователя предоставить страховщику необходимый для выплаты комплект документов в определенный срок, незаконно и нарушает права потребителей. К такому выводу пришли Ростпотребнадзор и суды двух инстанций. 


Причиной судебного разбирательства стала проверка Роспотребнадзора правил страховой компании «Ингосстрах». Претензии ведомства вызывала, в частности, следующая формулировка правил страхования выезжающих за рубеж:

«Заявление и документы на возмещение понесенных расходов <...> должны быть предоставлены Страховщику не позднее 30 (тридцати) календарных дней с момента возвращения Застрахованного из поездки, во время которой произошел страховой случай».

При этом в правилах оговаривалось, что при нарушении этого условия страховщик имеет право отказать в выплате полностью или частично. Роспотребнадзор счел, что такое условие правил нарушает права потребителей и выдал страховщику предписание с требованием прекратить это нарушение. Страховая компания с предписанием не согласилась и обратилась в суд.

Однако Арбитражный суд Тульской области встал на сторону Роспотребнадзора. В своем определении он указал, что, согласно ст. 961 ГК РФ страхователь обязан незамедлительно уведомить страховщика о наступлении страхового случая после того, как ему стало о нем известно. Причем, если договором предусмотрен срок или способ уведомления, то оно должно быть сделано в установленный срок и указанным в договоре способом. А неисполнение этой обязанности дает страховщику право отказать в выплате, если не будет доказано, что отсутствие у страховой компании сведений о страховом событии не могло сказаться на его обязанности выплатить страховое возмещение.

Затем суд сослался на п. 29 постановления Пленума Верховного суда о добровольном страховании имущества граждан, согласно которому «на страхователя возлагается обязанность лишь по уведомлению о наступлении страхового случая определенным способом и в определенные сроки». Обязанности одновременно предоставить документы на страхователя законом не возлагается, отметил суд.

«На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что возложенная <...> на страхователя (застрахованное лицо) обязанность по предоставлению страховщику в срок не более 30 дней комплекта документов, необходимого для определения понесенных расходов, не соответствует положениям статьи 961 ГК РФ и ущемляет права потребителя», — указал суд. На днях это решение оставил в силе суд апелляционной инстанции.


Читайте далее: http://www.asn-news.ru/news/51427?get_cached#ixzz3Wnc2gPnw


09.04.2015

Источник: АСН