В расследовании причин возгорания застрахованного автомобиля особое внимание следует уделять осмотру объекта страхования. Следует произвести осмотр замков на дверях, рулевом колесе или системе переключения передач, багажнике и двигателе (открыты или закрыты, не имеют запоров, вскрыты с применением силы, неисправны). К следам огневого и термического воздействия на автомобиле, подлежащим изучению и фиксации в ходе осмотра места пожара относятся: — отложения копоти и признаки ее выгорания; — термическое разрушение и обгорание лакокрасочного покрытия; — огневое и термическое повреждение конструкции колес автомобиля, в первую очередь их резиновых деталей; — огневое и термическое поражение мягкой обшивки салона автомобиля и сидений; — огневое и термическое поражение мягкой обшивки багажного отсека; — огневое и термическое поражение внутреннего утеплителя моторного отсека, размещаемого с внутренней стороны крышки моторного отсека, а также в районе щитка передка; — следы огневого и термического повреждения электрической проводки автомобиля, а также топливопроводов и шлангов различного назначения; — следы огневого воздействия в районе силового агрегата, их направленность в моторном отсеке автомобиля; — признаки отожжения металла, локального изменения его цвета, повышенной коррозии металла, а также его термической деформации; — оплавление, обугливание и выгорание элементов конструкции автомобиля из горючих материалов, имеющих одинаковое исполнение и расположенных по обе его стороны (например, пластмассовые ручки замков дверей, резиновые уплотнители стекол и т.п.); — разрушение и оплавление изделий из стекла и из сплавов на основе алюминия. В ходе осмотра сгоревшего автомобиля и выяснения обстоятельств возникновения пожара необходимо обращать внимание на наличие на автомобиле в «штатном» месте аккумуляторной батареи и другого оборудования, без которого эксплуатация автомобиля невозможна. В связи с тем, что выполнить точное словесное описание места расположения, формы и других характеристик следов воздействия пожара бывает затруднительно, особую роль имеет подробная фиксация состояния сгоревшего автомобиля и следов воздействия пожара на фото— и видеоизображениях. При этом, качественно произведенная видеосъемка, обладает значительно большей информативностью и по этой причине ее применение предпочтительнее фотографирования. В идеальном случае, фото— и видеосъемка должны дополнять друг друга. Следовая картина действия пожара, интенсивность следов огневого поражения и их расположение на элементах конструкций должны рассматриваться специалистом на месте пожара и далее экспертом при производстве пожарно-технической экспертизы в сопоставлении с распределением горючих материалов, находившихся на автомобиле до пожара. С учетом информации, о том, какой именно агрегат был расположен в районе очага пожара, анализируется возможность того, что данный агрегат либо его часть явились источником воспламенения при пожаре. Во всех случаях фиксации подлежат осколки остекления салона и фар, находящиеся вне сгоревшего автомобиля, не имеющие следов отложения копоти и термического воздействия, а также следы характерные для теплового проявления электрического тока на токоведущих элементах и на деталях кузова автомобиля. В ряде случаев, важными являются признаки, указывающие на положение закрытое (открытое) во время пожара дверей, крышек моторного и багажного отсеков, крышки лючка горловины топливного бака. Ассоциация страховой безопасности РФ разработаны методические рекомендации: «Методика расследования поджогов застрахованного имущества», заявки на приобретение методики принимаются на strahpravo@yandex.ru
|